АПОЛОГЕТИКА - Страница 6

Все это как-то не вяжется с евангельской заповедью любви, поскольку не только государство, но и церковь усиливает строгости: в то время как Первый Вселенский собор требует 12-летнего покаяния, Василий Великий и Григорий Нисский отлучают раскаявшихся преступников навсегда, до смерти. Таким образом, уже в византийском праве закреплено наказание за отлучение от церкви, и наказание осуществлялось не церковью, а государством. Это говорит о том, что христианская церковь изначально нуждалась в государственной поддержке в борьбе с ересями. Наиболее известные апологии IV в. принадлежат Афанасию Великому («Слово на язычников», «Слово о воплощении Бога-Слова») и Василию Великому («Шестоднев»). В V в. нападки язычников на христиан разгорелись с новой силой. Разгром Рима Аларихом в 410 г. был поставлен в вину христианству: говорили, что, оттеснив родных языческих богов, создавших величие вечного города, оно возбудило их гнев. Из сочинений V в. выделяется знаменитый трактат Августина Блаженного «О граде Божием», в котором тот возражает против этого обвинения. Дело раннехристианских апологетов на христианском Востоке в V в. продолжил Феодорит Кирский (автор «Исцеления языческих болезней»). Несмотря на активную борьбу апологетов с язычеством и иудаизмом, в рассматриваемый период наибольшую опасность для христианской идеологии представляло манихейство. Затем нападения на христианство слабеют, и его оборона становится почти ненужной. В третий период своей истории апологетика была занята полемикой с исламом – быстро набиравшим силу конкурентом, а также со светским эллинизирующим антропоцентризмом, вызванным к жизни эпохой Возрождения. Выдающимися апологетами этого времени были на христианском Востоке Иоанн Дамаскин, епископ Феодор Абу Курра, Николай Мефонский, Никита Византийский, император Иоанн VI Кантакузин, а на Западе – схоласты Ансельм Кентерберийский, Петр Ломбардский, Раймонд Мартин, Альфонсо де Спина, Фома Аквинский, Николай Кузанский. Католические апологеты вынуждены были также противостоять экзальтированному мистицизму аббата Иоахима Флорского, учеников Франциска Ассизского, Анджелы из Фолиньо, Майстера Экхарта и Екатерины Сиенской. Но в эпоху, когда христианство стало государственной религией, в христианской апологетике не было особой нужды, так что со временем это слово стало подразумевать уже не защиту христианской веры от нападок нехристианских мыслителей, а защиту ортодоксии от соперничающих трактовок этой веры в рамках самого христианства. Такова «Апология Аугсбургского исповедания» (1531 г.) Ф. Меланхтона (1497–1560 гг.) и сочинения кардинала Беллармино (1542–1621 гг.), направленные против протестантских «еретиков». В эпоху географических открытий перед богословами встали новые вопросы: происходили ли негры Африки, краснокожие Америки желтые расы Дальнего Востока от одного с нами родоначальника? Искупляла ли их также кровь, пролитая Спасителем в Иудее? Могли ли они быть осуждены за несоблюдение заповедей, которых не знали? Богословие было очень плохо подготовлено к этим вопросам. С другой стороны, в произведениях гуманистов перемешивался Новый Завет с мифологией. Отсюда трактат Савонаролы (1497 г.) «Триумф креста, или Об истине христианской религии» и М. Фичино (1475 г.) «О христианской религии и благочестии».

 



 
PR-CY.ru