АПОЛОГЕТИКА - Страница 2

2. Апологетика в узком смысле – отрасль богословского знания, специализирующаяся на рассмотрении и опровержении не согласующихся с христианской догматикой мировоззренческих взглядов, а также на изложении в доступной для неподготовленной аудитории форме начал христианского вероучения с приведением доказательств своей правоты; раздел теологии, посвященный рациональной защите истинности христианского вероучения. Как защита веры она существовала с первых веков н.э. и представляла собой своеобразный отклик христианской интеллектуальной защиты на призыв апостола Петра быть всегда готовыми всякому, требующему отчета в христианском уповании, дать надлежащий ответ (I Петр. 3:15). Особый жанр богословско-полемических сочинений – апологии, адресованные язычникам (эллинам) и иудеям, появился в первые века христианства. Их целью было разрушение языческих предубеждений против христиан и доказательство истинности и преимуществ христианства перед иудаизмом на основе ветхозаветных текстов. В истории апологетики принято выделять пять периодов: 1) – эпоха раннехристианских апологетов (II – начало IV вв.); 2) – эпоха Вселенских соборов (середина IV – VIII вв.); 3) – эпоха Средневековья и Ренессанса (IX–XV вв.); 4) – Новое время (XVI–XIX вв.); 5) – Новейшее время (XX – начало XXI вв.). Апологеты в собственном смысле этого слова выступают на историческую сцену со второй четверти II в. Специфика творчества раннехристианских апологетов была обусловлена социально-политической ситуацией в Римской империи II–III вв. Христианство тогда числилось «недозволенной религией», римская власть рассматривала его как одну из иудейских сект, евхаристические собрания квалифицировались как «незаконные сборища», а отказ христиан от участия в римских языческих празднествах – как святотатство и посягательство на сакральный статус августейших особ. Средства теоретического обоснования своих позиций христиане заимствовали у позднеантичной и иудейской философии и риторики, в частности у Филона Александрийского (автора «Оснований» и «Апологии в защиту иудеев») и Иосифа Флавия (автора апологии «О древности иудейского народа, против Апиона»), восходящих, вероятно, к защитительной речи Сократа. Согласно мнению современных исследователей литературного наследия раннехристианских апологетов, появление собственных апологий означало для христианства обретение дара общепонятной речи, способности к внешнему диалогу и самовыражению. Это было успешной попыткой преодоления отчуждения и проявлением воли к жизни в условиях жестоких гонений. Раннехристианские апологеты способствовали развитию и становлению тринитарной догматики (учению о Св. Троицы), христологии, апофатического богословия (см. Апофатическое богословие). Центральной идеей их христологии стала космологическая идея Логоса, а их серьезными оппонентами в эллинистической интеллектуальной среде II в. были Фронтон (учитель императора-стоика Марка Аврелия) и Цельс (автор антихристианского трактата «Истинное слово»). В 125–126 гг. Кодрат в Афинах представляет императору Адриану защитительную грамоту в пользу христиан («Диспут Иасона с Паписком о Христе»), тревожимых подонками общества (от этой грамоты уцелел только отрывок у церковного историка Евсевия). Иудеохристианский мыслитель Иасон, доказывающий божественность Иисуса Христа на основании ветхозаветных пророчеств, вероятнее всего, – вымышленный персонаж.

 



 
PR-CY.ru