АПОКРИФЫ в русской письменности - Страница 9

О смерти Богородицы говорится в сказании об успении Богородицы, русский текст которого находится уже в «Златоструе» XII в. Оно довольно близко к евангельским рассказам, но кое в чем с ними расходится и дополняет их. Более далек от канонического повествования другой апокриф – «Хождение Богородицы по мукам», где главное внимание направлено не на личность и судьбу Богородицы, а на изображение загробного мира, который Богородица посещает. Архангел Михаил ведет Ее в ад и показывает муки грешников, среди которых обращают на себя внимание осужденные за то, что поклонялись славянским богам: Перуну, Велесу, Хорсу и Траяну. В конце Богородица с ангелами и святыми молит Бога за грешников, и Бог дает мучающимся отдых от Великого четверга до Пятидесятницы. С «Хождением Богородицы по мукам» имеет некоторое сходство «Видение апостола Павла». Ангел поднимает апостола Павла на третье небо, и оттуда он видит рай, землю с ее грехами и ад. О Павле говорят также «Деяния апостолов Петра и Павла» (известное в сравнительно поздних русских списках; XV–XVI вв.) и «Деяния Павла и Феклы» (иначе – «Житие Феклы»). Есть и апокрифические сказания об Иуде. Богат сказочными подробностями апокриф «Деяния Фомы», рассказывающий, как Фома был продан в Индию, творил там чудеса и проповедовал христианство. Вторую группу представляют апокрифы эсхатологического содержания: «Слово св. Иоанна Богослова Аврааму», «Слово Мефодия Патарского». «Вопросы» рассказывают о пришествии Антихриста, о его царстве и пожаре земли, о воскресении мертвых и о Страшном Суде. «Слово», ложно приписываемое св. Мефодию Патарскому, содержит целую апокрифическую всемирную историю. Оно говорит об Адаме, Немвроде, Александре Македонском и о конце мира, когда выйдут из своего заточения запертые Александром в горах народы Гога и Магога. Сюда же относится и «Видение пророка Исайи» и некоторые жития, например, св. Андрея Юродивого, Василия Нового, Макария Римского, св. Агапия, а также «Сказание о Георгии Победоносце», «Сказание о Федоре Тироне», «Хождение Зосимы к рахманам». Особое место среди апокрифов занимает «Беседа трех святителей», где в форме вопросов и ответов рассказывается о творении мира, о судьбе Адама, о Ноевом ковчеге, о человеке, о смерти и т.д. Есть группа апокрифов о пятнице, среде и «неделе», объясняющих празднование этих дней: «Слово о 12 пятницах», «Слово св. Пахомия о среде и пятке», «Эпистолия о неделе».

 



 
PR-CY.ru