АПОЛЛИНАРИЙ Лаодикийский, младший

АПОЛЛИНАРИЙ Лаодикийский, младший (около 310 – около 390 гг.) – епископ Лаодикии приморской в Сирии (между 346 и 362 гг.), идеологический противник Ария, автор оригинальной христологической концепции, отвергнутой как ересь на поместных соборах 376, 377, 382 гг. и на втором Вселенском соборе 381 г. Родился в семье ритора-александрийца, переселившегося в Сирию. В молодости получил хорошее образование под руководством языческих учителей, в частности, софиста Епифания, с которым он и его отец (пресвитер Аполлинарий-старший) находились в дружеских отношениях, несмотря на прямой запрет епископа Лаодикии Феодота дружить клирикам с язычниками. Борьба с арианами привела к изгнанию, во время которого Аполлинарий побывал в Италии и Египте. В 362 г., согласно указу Юлиана Отступника, возвращавшего изгнанных арианами епископов на свои кафедры, он вернулся в Лаодикию. В ответ на распоряжение Юлиана, запрещавшего христианам преподавание классической литературы, Аполлинарий, по свидетельству Созомена («Церковная история»), в 60-е гг. IV в., «воспользовавшись своими обширными познаниями и способностями, переложил в героические стихи еврейское бытописание по образцу гомеровских поэм, доведя его до царя Саула», а позднее вместе со своим отцом писал трагедии в подражание Еврипиду, комедии в духе Менандра, оды в стиле Пиндара. Тем самым он пытался заново основать христианскую поэзию на иных, вполне традиционных началах. От его многочисленных сочинений ничего не дошло, однако некоторое понятие об этом творчестве дает ложно приписанное Апполинарию, по-видимому, более позднее переложение псалмов Давида метром и языком Гомера – виртуозное, но далекое от живых тенденций литературного развития. Его перу принадлежит также многочисленные, но отрывочные комментарии на Священное Писание, апологии против Юлиана и против Порфирия, опровержение ереси Евномия (от всех работ также сохранились только фрагменты в пересказах оппонентов и псевдоэпиграфы). Как богослов он принадлежал к Александрийской школе богословия, куда его влекло глубокое уважение к Афанасию Великому (Александрийскому); с ним и Василием Великим Аполлинарий состоял в переписке, считая их своими соратниками в отстаивании истин Никейского учения о Троице. Он пользовался заслуженным уважением и в Антиохии, где неоднократно бывал, находясь в ссылке. В 370-е гг. его положение в церкви становится шатким. Христологические взгляды Аполлинария стали вызывать возражения. Первым в разряд еретиков его зачислил Епифаний Кипрский. Меняется к нему и отношение Василия Великого, который требует осуждения Аполлинария. Вслед за Василием Великим от него отворачиваются и другие друзья. Аполлинарий откололся от церкви, и лишь в Антиохии к нему примкнул будущий епископ Виталий. Впервые его учение было осуждено на соборе в Риме, хотя при этом его имя названо не было. Осуждение было повторено в Александрии и Антиохи, и недавний горячий защитник православия выделяется со своими последователями в особую общину. «Весь Восток готов был принять сторону Аполлинария», – пишет Созомен в «Церковной истории». Константинопольский собор 381 г. и Римский собор 382 г. еще раз осудили аполлинаризм. Но характерно, что имя Аполлинария и здесь не было названо. Его значение в истории становления христианской догматики очень велико, о чем свидетельствует хотя бы тот факт, что многие из сочинений Аполлинария приписывались Афанасию Великому. Это свидетельствует о том, что проводимые в них воззрения были сродни эпохе и не содержали в себе неприемлемых высказываний, и даже после Константинопольского собора 381 г. для многих «восточных» христиан он оставался незыблемым авторитетом наряду с великими каппадокийцами и Афанасием Александрийским. Будучи самым значительным богословом своего времени, учителем каппадокийцев, сказавшим то, во что, в сущности, верили все благочестивые греки, Аполлинарий разделял общее в ту эпоху воззрение, что человек состоит из трех частей: плоти, души и духа. Такое деление лежит в основании христологии Аполлинария, оно было известно уже апостолу Павлу, и его придерживаются и некоторые современные писатели. Перед Аполлинарием стоял очень злободневный для христианского учения того времени вопрос: каким образом во Христе Бог и плоть составляют одну природу? По его мнению, это единение достигается через замещение во Христе человеческого ума умом Божественным (или Словом). «Всякий ум управляется сам собой и движется собственным естественным желанием; поэтому невозможно, чтобы в одном и том же субъекте сосуществовали два противно желающие, из которых каждый стремился бы к предмету желания по самодвижному влечению». «Где полный человек, там и грех»; «если бы Господь принял все (естество человека), то, без сомнения, имел и человеческие помыслы; в человеческих же помыслах невозможно не быть греху». См. также Аполлинаризм.

 
PR-CY.ru