Словарь по христианству А АПОКАТАСТАСИС - Страница 5

АПОКАТАСТАСИС - Страница 5

Блаженный Августин, критически относившийся к учению о всеобщем спасении, распределяет сторонников апокатастасиса по категориям, не без иронии называя всех их «нашими милостивцами», а Оригена – «милостивее других». Одни из таких «милостивцев» считали, что вечных мучений избегут только люди, но не ангелы; другие – что все люди будут спасены «по молитвам и ходатайству святых»; третьи – что спасение ожидает тех, «которые делаются причастниками» Тела Христова, даже если они почили еретиками; четвертые – что от вечных мучений освобождает принадлежность к церкви, «хотя бы впоследствии они впали в какую-либо ересь или даже в языческое идолопоклонство»; пятые – что спастись могут все, совершавшие дела милосердия, хотя бы они жили «непотребно и нечестиво»; наконец, шестые – что спасутся все: и люди, и демоны. Многообразие представлений о всеобщем спасении, а также тот факт, что возможность всеобщего спасения допускали авторитетные церковные писатели, показывают, что в истории церкви проблема апокатастасиса не всегда решалась в рамках частного богословского мнения. Когда она оставалась в этих рамках, церковь проявляла к его сторонникам пастырское снисхождение и соборно не осуждала их ошибочных взглядов. Поэтому в течение долгого времени не были осуждены касавшиеся этой проблемы воззрения Оригена, а богословское мнение Григория Нисского вовсе не подвергалось осуждению. Когда же ошибочные взгляды становились привлекательными для многих христиан, например, для монахов-оригенистов, церковь, как заботливая мать, ограждала своих чад от вероучительных заблуждений, соборным голосом подвергая их строгому осуждению. Именно увеличение количества последователей Оригена привело к тому, что александрийский учитель был осужден Александрийским собором 399 г. Относительно времени его повторного осуждения некоторые историки (в частности, В.В. Болотов) высказывают сомнение в том, что Ориген был осужден пятым Вселенским собором. «Но с канонической стороны, – заключает Болотов, – это не ведет к важным последствиям: шестой и седьмой Вселенские соборы, несомненно, предают анафеме и Оригена». Эти два Собора анафематствуют и преемника Оригена по Александрийской школе – Дидима Слепца (умер в 395 г.). Церковь также отвергла в VI в. представление Диодора Тарсийского и Феодора Мопсуестийского как «оригеновскую ересь» и твердо стояла за вечность наказаний нечестивых в аду. Тем не менее, это представление проявлялось опять в IX в. у Иоанна Скота Эриугены, в XIX в. – в так называемом примирительном богословии. Учение о всеобщем спасении не признается не только православной, но и католической и протестантскими церквами. Оно было осуждено IV Латеранским собором, догматической Конституцией папы Бенедикта XII, первым Ватиканским собором и другими актами католической церкви. Современный католический богослов Дж. Биффи пишет: «Согласно учению Иисуса, те, чья жизнь была непослушанием Промыслу Бога Отца и бунтом против Его любви, и кто умер в состоянии вражды с Богом, услышат слова осуждения: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25. 41). Это осуждение будет вечным, то есть ему никогда не будет конца, и оно будет состоять в отторжении человека от Бога... Для того чтобы сохранить адекватное представление о человеческой свободе, необходимо убеждение в том, что каждый взрослый человек может быть действительно осужден...».

 



 
PR-CY.ru