АНТРОПОЦЕНТРИЗМ

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ – воззрение, согласно которому человек является центром и высшей целью мироздания. В совокупности с теоцентризмом, провозглашающим существование надмирного целеполагающего начала, творящего человека и определяющего его место во Вселенной, антропоцентризм органично вписывается в систему религиозного мировоззрения. Наиболее полное развитие антропоцентризм получил в монотеистических религиях (иудаизме, христианстве и исламе), где он оказал влияние на космологические, эсхатологические, социальные, этические, правовые и другие концепции. Под влиянием христианского вероучения антропоцентристское воззрение получило широкое распространение в средневековой европейской философии. Его обосновывали крупнейшие представители патристики и схоластики. В эпоху Возрождения произошло «открытие мира и человека». В  XIX в. эту мысль, вскользь высказанную Жюлем Мишле, определенно сформулировал швейцарский ученый Якоб Бюрхардт. Открытие связи человека с миром давало новые возможности для становления реализма в литературе и живописи. Новое понимание активности человека в мире развивало у художников Возрождения непринужденность образной системы, способствовало изображению человека в реальной линейной перспективе и во все более реальной обстановке. Одной из самых поразительных черт реализма Возрождения было смелое, динамичное, одухотворенное, социально насыщенное, но социально не стесненное и красочное воплощение полнокровных положительных образов, обрисовка гуманистических характеров, реабилитация чувственного начала наряду с возвышением светлой, свободной и нередко героической человеческой духовности, пластическое воссоздание гармонии духовно и чувственно прекрасного, изображение гармонического человека и даже гармонического общества как чего-то вполне достижимого. В западноевропейском Возрождении в принципе преобладала тенденция сосредоточить внимание искусства на образе энергичного, стремящегося воздействовать на мир человека переломной эпохи, хотя между ренессансным изображением мира и человека у итальянцев, с одной стороны, и, например, у нидерландцев и немцев, с другой, были важные отличия. В восточной же традиции типы литературных героев оставались каноничными, выступали чаще не столько как художественные индивидуальности, сколько как условные представители тех или иных социальных либо конфессиональных групп. В философии Возрождения и Нового времени идея антропоцентризма в ее религиозном варианте перестала пользоваться популярностью, что было обусловлено развитием философии и естественных наук. Появление новых фактов и теорий преодолело традиционную телеологию (учение о цели, целесообразности) и тезис о том, что человек занимает центральное положение в Космосе. В философских и теологических кругах термин «антропоцентризм» начинает использоваться в другом значении: истолковывается, главным образом, как способ решения мировоззренческих проблем. Если религиозное мировоззрение в целом утверждало, что на первом месте всегда должен стоять Бог и лишь затем человек, то гуманисты выдвигали на первый план человека, а уж затем говорили о Боге. Иначе говоря, исследователь теперь шел не от Бога и мира к человеку, а, наоборот, от человека к миру и Богу.

 



 
PR-CY.ru