АНТРОПОСОФИЯ - Страница 10

Теория познания Гете, единственно сумевшая бы стать противовесом кантовскому критицизму, осталась в Гете нереализованной возможностью. Она была реализована Р. Штайнером в вводных статьях и обширных комментариях к пяти томам естественно-научных сочинений Гете (1884–1897 гг.) и в «Очерке теории познания гетевского мировоззрения». В теории познания гетевского мировоззрения мысль, мыслящая эволюцию, мыслит себя не вне эволюции, а в ней самой, притом на самой ее вершине, т.е. она сознает себя не просто единосущной любому объекту природы, но как «высшую природу внутри природы». И если дарвиновско-геккелевская теория развития останавливается на биологически понятом человеке, то здесь эволюция мыслится как продолжение природы в человеческой духовности, т.е. не звеном во внешней цепи дальнейших трансформаций физико-биологического вида, а как самопознание, представляющее собой самоодухотворение тварного фюзиса. «Человек по отношению к мировому процессу является не праздным зрителем, повторяющим в пределах своего духа образно то, что совершается в космосе без его содействия; он является деятельным сотворцом мирового процесса; и познание является самым совершенным членом в организме вселенной» (Штайнер Р. Истина и наука. М., 1992, с. 7). На рубеже веков это философское мировоззрение выступило в теософском облачении, что выглядело необъяснимым парадоксом как для единомышленников Штайнера, никак не ожидавших от автора «Философии свободы» погружения в оккультизм, так и для теософов, равным образом не ожидавших от друга и почитателя Э. Геккеля «оккультного просветления». Метаморфоза антропософии из философии в теософию не была внутренней теоретической необходимостью, как, скажем, перерастание философии тождества в философию откровения у Шеллинга, но определялась обстоятельствами околоакадемического порядка, чтобы не сказать – судьбой. Нежелание философского сообщества Германии считаться с философией Р. Штайнера, а также интерес к нему со стороны немецких теософов (пробным камнем послужило при этом его толкование известной «Сказки» Гете из «Разговоров немецких эмигрантов») привели к тому, что с 1900 г. начинается его лекционная деятельность в Теософском обществе, которая приобретает систематический характер и продолжается до последних месяцев жизни (опубликованные тексты лекций насчитывают свыше 300 томов: «Тайная наука», «Тезисы антропософии», «Философия свободы», «Мировоззрение Гете», «Ницше как борец против своей эпохи», «Мировоззрение и взгляды на жизнь в XIX веке» и др.). По словам самого Р. Штайнера, теософия (как и философия) была лишь формой выражения некоего абсолютно гетеродоксного и самодостаточного опыта: «Мысли другого человека следует рассматривать не сами по себе, а должно видеть в них вестников его индивидуальности. Философия никогда не выражает общезначимых истин, она описывает внутренний опыт философа, посредством которого последний толкует явления». «Никто не пребывал в неясности относительно того, что в Теософском обществе я буду излагать лишь результаты моего собственного исследовательского созерцания», – пишет он.

 



 
PR-CY.ru