Словарь по христианству А АНТРОПОСОФИЯ - Страница 6

АНТРОПОСОФИЯ - Страница 6

Многоступенчатость в развитии души у Р. Штайнера, таким образом, находит свои корни в космологии. Человеческое «я» является прообразом вечного в человеке. Духовное начало «проникает» в мир через это «я». Но после смерти духовное начало, пройдя определенный ряд ступеней, «очищается» и вновь воплощается (в этом четко прослеживается влияние индуизма). Через духовное перевоплощение мы связаны с другими людьми, оставаясь при этом чем-то индивидуальным, т.к. «я» не исчезает в перевоплощениях, а остается как бы «надвременным», уходя своими корнями в теософскую космологию. Об этом в «Тайной доктрине» пишет и Е.П. Блаватская: «Мы должны черпать нашу мудрость в подлинных выражениях и синонимах первобытных народов; даже евреи, позднейшие среди них, выражают ту же мысль в своих каббалистических учениях, когда они говорят о семиглавом Змии Пространства, называемого «Великим Морем»». И далее: «В начале Элохим сотворил Небо и Землю. Они сотворили Шестерых (Сефиротов) и на них основаны все вещи. И эти (Шесть) зависят от семи форм Черепа, вплоть до Достоинства всех Достоинств». Таким образом, получается, что Змий – Дух Божий, он же Демиург, не являющийся при этом первичной причиной. Далее в космогенезисе Е.П. Блаватской на основании синтеза арийских, герметических, пифагорейских и орфических космических учений разрабатывается мысль о том, что первопричиной являются Эфир и Хаос (т.е. Разум и Материя), или, иначе говоря, Гермафродит. Если рассматривать Змия-Нараяну как Самосущего Господа, то он создал Эфир и Хаос, как первоначала всего: «Рассеяв тьму, Самосущий Господь (Вишну, Нараяна) стал проявленным; и, желая произвести существа из своей Сущности, создал в начале одну Воду. В нее он бросил семя. Это Семя стало золотым яйцом». Из золотого яйца рождается Андрогин, он же – «Брама-Творец». Далее Нараяна выходит уже как Дух Божий и второй Бог, хотя до этого назывался Самосущным Господом. В результате получается псевдогностический миф о сотворении мира с вкраплениями переработки различных мифологем. Исключительной является мысль, что творцом и Богом стал змей. В Ветхом Завете хотя змей и является символом мудрости, но при этом порицается как Дьявол, соблазнивший перволюдей. В египетских мифах о сотворении мира существует легенда, согласно которой Ра в образе огненно-рыжего кота под священной сикоморой города Гелиополя победил огромного разноцветного змея и отрезал ему голову. Из этого следует, что мифология Египта и Иудеи, по меньшей мере, не вписываются в теософскую космогонию. Эти же взгляды теософов поддерживает и сам  Р. Штайнер в своей книге «Из летописи мира». Скорей всего, она является симбиозом наукообразной гипотезы о сотворении Вселенной с чисто теософским космогенезисом. При этом делается акцент на том, что Земля в своем нынешнем состоянии наиболее адекватна духовному состоянию современного человечества. «Человек существовал, когда еще не было никакой Земли… Сама Земля развивалась вместе с человеком. Она прошла, как и он, три главные ступени развития, прежде чем сделаться тем, что мы теперь называем «Землей»», – пишет Р. Штайнер. Его духовная наука углубляется в бесконечно далекое прошлое Земли, и ее развитие прослеживается в обратном порядке.

 



 
PR-CY.ru