АНТРОПОСОФИЯ - Страница 3

В ней он доказывает, что не только проповеди еврейских пророков, но и мистерии древности также были подготовкой к пришествию Христа, т.е. к пришествию на Землю Божественного Космического Существа. Высказывая такой взгляд на пришествие Христа, Р. Штайнер вступал в решительное противоречие с учением Теософского общества, считавшего Христа только одним из «Учителей мудрости» среди многих других, и отнюдь не более значительным, нежели другие. Тем не менее, после окончания этого цикла лекций ему было предложено руководить немецкой секцией Теософского общества, вопрос об учреждении которой стоял тогда на повестке дня. Р. Штайнер ответил согласием, но поставил условие, что он должен сохранить во всей своей деятельности полную независимость и будет излагать только то, что является плодом его собственных духовных исследований. Во многих изданиях, повествующих о его личности и жизнедеятельности, часто используется слово «тайноведение», поскольку один из его ключевых трудов так и называется – «Очерк тайноведения». Это слово вызывает у различных людей различные ассоциации. Для многих данный термин имеет магическую силу вследствие отождествления его с некоторыми тайными знаниями. Они убеждены, что в мире, помимо всего известного, существует еще нечто, что недоступно познанию естественным путем. У Р. Штайнера это слово употребляется в смысле «открытых тайн» в явлении мира. То, что в этих явлениях остается «тайным», неоткрытым, когда мы их наблюдаем путем физических органов чувств и связанного с ними рассудка, – рассматривается у него как объект и содержание сверхчувственного метода познания. Позиция тайноведа к внечувственным мировым событиям у него та же, что и позиция естествоиспытателя к чувственным знаниям, поэтому тайноведение он называет наукой. Но естественнонаучные познания никогда не могут привести человека ни к чему иному, как только к переживанию того, чем сама душа человека не является. Душевное начало живет в самом процессе познавания, а то, что оно приобретает для себя в самом процессе познания, есть нечто иное, чем само знание о природе, а именно саморазвитие – как результат познания природы. Духовный же мир для души – прежде чем он бывает ею познан – есть нечто совершенно чуждое. Но для нее бывает возможным предстать перед этим духовным миром и увидеть в нем совершенное «ничто». Душа при этом испытывает чувство боязни и страха, живет в нем, сама не зная о том. Но на жизнь души оказывает влияние не только то, о чем она знает, но и то, что в ней действительно живет, неведомое для нее самой. Штайнер указывает, что отрицателем духовного мира  человек становится потому (или признает возможность его познания), что хочет наполнить душу мыслями, отвлекающими от страха перед духовным миром. Он знает, что физическое тело есть то, в чем он тождественен минеральному бытию, поскольку в физическом теле человека действуют те же вещества и силы, что и в сфере минерального бытия, но их деятельность во время жизни человека подчинена более высокому служению. Страх перед духовным становится осознанным, когда человек пробьется к его познанию. А понимание того, что события чувственного мира суть внешнее выражение сверхчувственных событий, наступает тогда, когда человек прозревает, что тело, которое чувственно воспринимается им, есть выражение для тонкого сверхчувственного (эфирного) тела, в котором содержится физическое тело.

 



 
PR-CY.ru