АНТРОПОСОФИЯ - Страница 12

Штайнеровский стиль «улавливания душ» был, прежде всего, популяризаторский, а не апостольский и не артистический: убедительная общедоступность речи, умение, обращаясь ко всей аудитории, вступать в общение с каждым слушателем, чувствуя его настроение и основное вопрошание. Воспитательная система Штайнера строилась на следующих педагогических принципах. Человек рождается три раза. Первый – это выход из утробы матери (причем, воспитание в этот период осуществляется, главным образом, через подражание ребенка окружению); второй – приблизительно в семь лет, когда начинается самостоятельное бытие физического тела (в этот период основное значение приобретает преклоняющееся повторение); третий наступает с половой зрелостью и связан с самостоятельным бытием астрального тела (в третьем периоде главная задача – выявление чисто интеллектуальных способностей). Главная педагогическая задача состоит в развитии способности к благоговению и уважению, осуществляемым не столько через рассудочно воспринятое правило, сколько через внутренне созданный и пережитый положительно-прекрасный образ. Важное значение приобретает включение ребенка в художественную деятельность, развивающую богатую гамму чувств (фундаментальный принцип штайнерианской педагогики – «художественное предшествует интеллектуальному), а также тренировка всех видов памяти. Критерием правильности педагогического метода является внутреннее состояние, самоощущение воспитанника, которое может быть им выражено словами: «Я чувствую в себе растущую силу». Еще в 1919 г. Штайнером была основана так называемая вальдорфская школа. Инициатива ее создания принадлежала рабочим табачной фабрики «Вальдорф – Астория» (отсюда и название) во главе с ее директором. Характерно, что вальдорфская педагогика всегда «вырастает снизу, а не строится сверху». Р. Штайнер создал немало собственно педагогических трудов, в узком смысле этого слова (примерно 25 томов). В настоящее время название «вальдорфская педагогика» усвоено мировым культурно-образовательным движением, которое ставит своей целью воспитание нового – «эзотерического человека», с новой телесностью и новой духовностью. При этом «свободные вальдорфские школы» (или школы Штайнера) принципиально не являются «школами мировоззрения», т.е. не ориентируют в сторону конкретной традиции миропонимания, исходя из своего фундаментального принципа: «свободное самоопределение ученика». По существу, вальдорфская педагогика, строящаяся на основе штайнерианства, стремится утвердить альтернативу традиционной педагогике, воспитать граждан будущего «мондиалистского сообщества», объединенного «антропософской церковью», заменяющей собой все религии. Сегодня во всем мире насчитывается около 500 школ, положивших в основу учебно-воспитательного процесса антропософское учение, и сотни детских садов. В различных странах действуют не только школы, детские сады, но и многочисленные антропософские организации: больницы, поликлиники, фармацевтические предприятия, эвритмеумы, крестьянские фермы и т.п. В России вальдорфская педагогика и ее идеи получили распространение во время «перестроечной волны». Новизна и свежесть запретного плода, отдельные яркие и привлекательные черты штайнерианской воспитательной системы скрыли от некоторых педагогов-энтузиастов и родителей-экспериментаторов сущность целого, общее духовное содержание антропософии, ее исходные постулаты и конечные цели.

 



 
PR-CY.ru