АНТРОПОСОФИЯ - Страница 11

Речь, скорее, шла не об «обращении» в теософию, а о чисто педагогической задаче перевода личного духовного опыта с оставшегося невостребованным философского языка на язык, доступный заинтересованной в этом опыте теософской аудитории. Если философское оформление антропософии стоит под знаком потенцированного до своих теоретико-познавательных возможностей Гете, то за теософским облачением скрывалось потенцирование гетевского типа познания до исконно оккультной топики как восточного, так и западного типа. Однако теософия Гете ни при каких обстоятельствах не могла ужиться с буддистски ориентированной теософией. Конфликт, зревший с самого начала (с 1909 г.), перешел в стадию разрыва отношений – отделения от Теософского общества и основания в 1913 г. «Всеобщего антропософского общества». К этому времени центр движения перемещается из Германии в Дорнах (Швейцария), где по архитектурному проекту самого Р. Штайнера воздвигается Иоанново здание, позже названное Гетеанум («Свободная высшая школа для науки о духе») и сожженное (предположительно иезуитами) в новогоднюю ночь с 1922-го на 1923-й год, хотя Штайнер предсказывал, что здание простоит 300 лет. Строительство здания символизировало идею полного слияния духа и материи, а постройка сопровождалась различными магическими обрядами. Храм имел два купола (большего и меньшего размера), под которыми располагались залы, отделенные друг от друга драпировкой. Первый предназначался для лекционных занятий, публичных дискуссий, семинаров и был рассчитан на 900 мест. Во втором должны были проходить драматические спектакли, занятия эвритмических групп. В первом зале было 14 (по 7 с каждой стороны), а во втором – 12 колонн; стены, капители колонн, фронтоны порталов были декорированы рельефами, плафоны расписаны по эскизам Р. Штайнера. В глубине малого зала должна была красоваться большая деревянная скульптурная группа (разработка ее модели также принадлежала основателю антропософии), которая изображала шествующего с поднятой вверх рукой Христа среди склонившихся под тяжестью страданий фигур Люцифера и Аримана. Правая и левая стороны лица Христа были ассиметричны, что символизировало люциферовское и аримановское влияние на Христа как воплощение синтеза всечеловеческой любви. После смерти Штайнера (в 1925 г.) отстроенный по новой модели Гетеанум стал центром «Всемирного антропософского общества» с Высшей школой духовной науки. Согласно Штайнеру, связь души и тела после смерти человека сохраняется до тех пор, пока душа не расстанется со своей привязанностью к земному бытию. Развитие человеческих органов, функция которых состоит в общении с обитателями потустороннего мира, осуществляется посредством специально разработанной системы упражнений ума, воли, чувств, так сказать, особой психической гимнастики. Штайнер выстроил целую систему ступеней посвящения с обрядами инициаций наподобие масонских. Начальные ступени включают в себя выработку эвритмии, танцы, участие в театральных мистериях, автором которых был сам основатель учения. Для посвященных читались особые секретные курсы. Основная практическая цель антропософии заключалась в том, чтобы привлечь юношество к «тайному учению», воспитать в нем способность к «духовному созерцанию», делающему прежде недоступные, сверхчувственные дали близкими и освоенными. Именно со специфическим педагогическим воздействием Штайнер связывал будущность антропософского движения.

 



 
PR-CY.ru