Словарь по христианству А АНТРОПОСОФИЯ - Страница 2

АНТРОПОСОФИЯ - Страница 2

Эта диссертация в октябре 1891 г. принесла ему докторскую степень. Предпослав к ней предисловие и прибавив заключительную главу, он опубликовал ее в том же году в виде книги под названием «Истина и наука». Эти работы были для Р. Штайнера подготовкой к самому значительному из его философских произведений – «Философия свободы». В первом издании книга имела подзаголовок: «Результаты психологических наблюдений, проведенных согласно естественнонаучному методу». Р. Штайнер хотел приложить к философии методы наблюдения, принятые в современной ему науке, но, изменив ориентацию наблюдений, направить их на внутреннюю жизнь. Он показывает, что человек, развивающий в этом отношении необходимую силу мысли, может посредством точного восприятия чистых идей, «отрешенных от чувственного мира», перешагнуть «границы познания», о существовании которых твердили теоретики, и вновь найти себя как свободное существо в мире духовном, в мире идей. В 1895 г. вышла его книга: «Фридрих Ницше – борец против своей эпохи», а в 1897 г. – «Мировоззрение Гете». С юности он считал своим долгом приобрести глубокие познания в области материалистической науки, с тем, чтобы преобразовать ее как бы «изнутри». Теперь же он убедился, что мышление, взятое в своем сверхчувственном аспекте, есть общение с живыми существами, а не игра отвлеченными понятиями. В духовном мире он встретил «демонические силы», которые препятствуют тому, чтобы познание природы вело к духовному видению, и стремятся превратить мысли в бездушный механизм: «Для них истиной является и то, что мир есть машина». Впоследствии эти силы он назовет «ариманическими существами», «слугами Аримана». И должен был вести с ними ту внутреннюю борьбу, цель которой ясно сознавал: «Вопреки бурям, бушующим в моей душе, я должен был в тот момент спасти свое ясновидение». Жажда духовного познания в последние годы XIX в. привела Р. Штайнера к определенным религиозным воззрениям, которые не совпадали с официальными. Христианство говорит о том, что человек не может постичь духовный мир, развивая свои собственные духовные силы, моральные же законы основываются на догматах, что противоречило штайнеровскому пониманию духа, согласно которому духовный мир в человеке и природе тоже доступен восприятию человека, как и мир чувственный. И мораль для него не могла диктоваться извне, в виде закона, а являлась следствием развития человеческой души и человеческого духа, в которых живет божественное начало: «Того христианства, которого я искал везде, я не находил нигде в современных вероисповеданиях». Путь к познанию Христа привел его к величайшему переживанию, о котором он пишет: «Тот факт, что в торжественном акте внутреннего познания я предстал перед Мистерией Голгофы, наложил печать на все дальнейшее развитие моей души». В 1897–1900 гг. Р. Штайнер написал книгу «Мировоззрения и жизневоззрения XIX века», в которой описал развитие философии, начиная с эпохи Гете и Канта вплоть до рубежа XX в. (в 1914 г. он дополнил этот труд, охватив всю историю философии, начиная с греческих философов и кончая эйнштейновской теорией относительности – эта книга была издана под названием «Загадки философии»). В течение зимы 1900–1901 гг. Р. Штайнер прочитал серию лекций о великих мистиках Средневековья, а в следующую зиму – серию лекций под названием «Христианство как мистический факт», которую он затем переработал и опубликовал как книгу.

 



 
PR-CY.ru