АНТРОПОСОФИЯ

АНТРОПОСОФИЯ (от греч. – человек и мудрость) – оккультическое учение о человеке, выделившееся из теософии, наука о духе, мыслящая себя как индивидуальный путь познания, но идентифицирующая при этом познание не с субъективным как таковым, а с первоосновой мирового свершения. Согласно антропософии, человек обретает наиболее полное знание и могущество не с помощью разума и чувств, а благодаря развитию скрытых в нем таинственных духовных сил путем усвоения предложенных основателем Р.Й.Л. Штайнером системы воспитания, эстетического образования, медитирования. Источниками антропософии явились: 1) теософская традиция с ее представлениями о мире и человеке, а также закон кармы, утверждающий, что настоящая жизнь несет на себе печать прошлой жизни и является подготовкой к жизни будущей; 2) эволюционистские идеи Э. Геккеля, а позднее – элементы философии жизни Ф. Ницше; 3) опыт христианских мистиков, произвольно интерпретированный Р. Штайнером. Хотя возникновение антропософии падает на первое десятилетие XX в., корни ее следует искать в философских трудах ее создателя, написанных в 80–90 гг. XIX в. и посвященных выработке мировоззрения, цель которого – «оправдание познания сферы духа до вступления в духовный опыт». Поэтому обозначать антропософию как оккультизм допустимо лишь с учетом следующей специфики: она есть оккультизм, который можно (а в некотором смысле даже нужно) понять без Е. Блаватской, но который никак нельзя понять без Э. Геккеля. Это значит, что в основе антропософии лежит не традиция и авторитет, а естествознание, домысливающее себя до своих начал и органически перерастающее в тайноведение («Дух есть не что иное, как цветение и плод природы. Природа есть в некотором отношении корень духа». – Штайнер). Здесь коренится отличие антропософии от всех прежних и нынешних форм оккультной традиции с их практиками транса, экстатики и саморастворения в космическом. Основополагающим источником антропософии Р. Штайнера является книга «Мистерии древности и христианство», центральной мыслью в которой является мнение о том, что все мировые религии древности – суть предтеча для возникновения христианства. Он утверждает, что в древних мистериях знали о наличии Единого Бога, но всячески скрывали от широких масс монотеистическую религию. Красной нитью через всю работу проходит постулат о существовании мистического мира наряду с реальным. Эта же мысль прослеживается в работах «Порог духовного мира» и «Очерк тайноведения». В них говорится о духовном самосовершенствовании человека, о путях его духовного просветления. Основными терминами здесь являются «иммагинация» (проникновение в духовную сферу ясновидческим путем) и «инспирация» – термин близкий к стратификации, но только используемый в штайнеровском «духоведении». Произведение Р. Штайнера «Из летописи мира» повествует о космической эволюции человечества, а «Теософия» –  о предпосылке возникновения самой антропософии. Его философские произведения родились из убеждения, что «истинный путь в духовный мир ведет, прежде всего, через опыт переживания чистых идей». Еще в 1886 г. он опубликовал в Вене свою книгу «Основы теории познания гетевского мировоззрения», написал диссертацию о проблемах теории познания, где делается решительная попытка пошатнуть основы кантовской теории познания.

 



 
PR-CY.ru