АНТРОПОЛОГИЯ ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ - Страница 9

После Первой мировой войны разрушилась казавшаяся незыблемой система ценностей, был утрачен исторический оптимизм, вера в разумность человеческой природы. Петер Вуст (1884–1940 гг.) в 30-е гг., когда трагический опыт войны и революционных потрясений начала века был отягощен предчувствием новой катастрофы, назвал человека animal insecunim – беспокойным, беззащитным животным, возведя свойственную ему тревогу, неуверенность в будущем и настоящем в ранг его сущностной характеристики. Тем более выразительным стал этот образ человека в современной философии, осмысливающей итоги Второй мировой войны и конца столетия. Известный религиовед Клаас Юко Блеекер (1899–1983 гг.) заметил, что если в Первую мировую войну была потеряна вера в Бога, то во вторую – и в человека, который предстал иррациональным существом со странными наклонностями и агрессивной природой. Вторая половина XX в. сохранила и развила этот интерес к человеку. Проблема человека, оставаясь актуальной, превратилась во многих концепциях в исходный и фундаментальный вопрос всей философской мысли. Основатели философской антропологии заявили о проблематичности человека, попытались соединить конкретно-научное исследование человека (в биологии, психологии, этнографии, социологии) с постижением его сущности и на этой основе создать особую философскую науку. Они провозгласили антропологию базовой философской дисциплиной, антропологический подход – рассмотрение всех вопросов исходя из проблемы человека – центральным принципом философского освоения действительности. Философская антропология опирается не только на биологию (X. Плеснер, А. Гелен), медицину (В. фон Вайцэеккер), психологию (В. Франкл), но и на культурологию, совершенствуя понимание человека как творения и творца культуры (М. Ландман), исторического существа (Э. Ротхакер). Влияние этого направления философии существенно усилило интерес теологов к антропологии, стремление обосновать границы и специфику богословского учения о человеке. Макс Шелер (1874–1928 гг.) в своем очерке «К идее человека», написанном еще в 1914 г., утверждал, что на некотором уровне понимания все центральные проблемы философии могут быть сведены к вопросу: что есть человек? Затем он развил эту мысль, а в 1932 г. Пауль Ландсберг (1901–1944 гг.), подводя итоги развития философской антропологии, отметил, что словами «философская антропология» обозначается не новая философская область и не региональная онтология, и что философская антропология есть антропологическая философия. При всей дискуссионности таких притязаний плодотворной здесь является попытка выявить основы и сферы человеческого бытия, индивидуальности и субъективности и объяснить как собственную природу человека, так и смысл окружающего мира исходя из нее. Дитрих Бонхёффер (1906–1945 гг.) и развивавшие его идеи Томас Альтицер (род. в 1927 г.), Габриель Ваханян (род. в 1927 г.), Доротея Зёлле (1929–2003 гг.) рассматривают человека как «совершеннолетнее» существо, призванное нести ответственность за управление секулярным обществом, когда Бог в процессе эволюции переходит из трансценденции в полную антропологическую имманентность. «Феминистская теология» выступает против «андроцентристского» понимания человека, требует освободить христианскую антропологию от «сексизма».

 



 
PR-CY.ru