АНТРОПОЛОГИЯ ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ - Страница 8

В идее Бога выражается сознание человеком бытия живой личности, образ которой реально дан человеку природой собственной Личности. Такое решение проблемы богосознания, признает Несмелов, может отчасти напоминать учение Л. Фейербаха о непосредственном, непроизвольном созерцании человеком своей родовой человеческой сущности как некоторой другой сущности. Но сходство это относится, по справедливому замечанию В.В. Зеньковского (1881–1962 гг.), к научно-философскому аппарату Несмелова, от которого надо отличать его исходную религиозную интуицию человека. В.И. Несмелов, конечно, не столько следует линии антропологизации богословия, сколько стремится христианизировать антропологию. Дискуссия вокруг определения понятия антропологии, споры по разграничению предметов богословской и философской антропологии не утихают. Одни отстаивают внутреннее единство философского и богословского учения о человеке, другие – противопоставляют богословскую антропологию философии, даже выступающей с религиозных позиций. Резко усиливается полемика по этому вопросу, равно как и интерес теологов к антропологии, в конце 20-х гг. XX в., когда возникает философская антропология. Рождение философской антропологии как новой дисциплины можно определить с точностью до года. В 1927 г. Макс Шелер (1874–1928 гг.) выступил с докладом «Особое положение человека», а в 1928 г. издал книгу «Положение человека в космосе». В том же году вышла и работа Xельмута Плеснера (1892–1985 гг.) «Ступени органического и человек». Обе эти работы заложили основы особого направления в современной философии – философской антропологии как базовой философской дисциплине. Интерес теологов к антропологии возрос, и стали шириться дискуссии о соотношении богословской и философской антропологии. В специальном смысле этого термина теологическая антропология представляет собой, таким образом, течение в философии XX в., частный случай антропологической философии, т.е. философии, основывающейся на антропологическом принципе. Многие заметили, что это течение заявило о себе тогда, когда не только утрачивали свою убедительность всеобъемлющие философские системы, но и стал особенно сомнительным сам человек. В православной теологической антропологии – С.Н. Булгаков (1871–1944 гг.), П.А. Флоренский (1882–1943 гг.), В.В. Зеньковский (1881–1962 гг.). В.Н. Лосский (1903–1958 гг.), архиепископ Лука Войно-Ясенецкий (1877–1961 гг.) – природа человека рассматривалась в связи с учением о приобщении человека к Богу по благодати. Протестантские теологи Э. Бруннер (1889–1966 гг.), Р. Бультман (1884–1976 гг.), Ф. Гогартен (1887–1967 гг.), П. Тиллих (1886–1965 гг.) попытались поднять сущность человека исходя из диалога человека и Бога, «корреляции» теологии и человеческой действительности. Карл Барт (1886–1968 гг.) выступил против антропологизации богословия, но использовал экзистенциальный подход для того, чтобы подвести к мысли о Божественном Откровении, взрывающем все автономные человеческие самоопределения.

 



 
PR-CY.ru