АНТОНИЙ, Храповицкий Алексей Павлович - Страница 3

В 1921 г. Антоний вместе с архиереями-эмигрантами переселился в Сербию, с 21. 11 по 2.12. 1921 г. в г. Сремски-Карловци председательствовал на Русском всезаграничном церковном соборе, положившем начало Карловацкому расколу. Патриарх Тихон (Белавин) признал все решения ВЦУЗ и Карловацкого собора недействительными и не отражающими официальную позицию Русской православной церкви. Антоний, вынужденный уступить умонастроению большинства русских клириков-эмигрантов, пошел на открытый конфликт и не отказался от своих монархических идей и антибольшевистской пропаганды. В 1922 г. ВЦУЗ было преобразовано во Всемирный Священный Архиерейский Синод под председательством Антония. Как первоиерарх Русской православной  церкви заграницей, Антоний неоднократно выражал протесты против вмешательства Константинопольского патриархата во внутренние дела церкви, особенно его беспокоил вопрос обновленчества. В 1924–1925 гг. Антоний посетил с дружескими визитами Александрию, Антиохию, Иерусалим, Лондон и Бухарест, где встречался с предстоятелями местных церквей (православной и англиканской). После категорического отказа иерархов Русской православной церкви заграницей подписать декларацию о лояльности к советской власти в 1927 г. наступил окончательный разрыв отношений Русской православной церкви и Русской православной церкви заграницей. И до, и после этого раскола Антоний предпринимал попытки отказаться от церковно-политической карьеры и удалиться в затворничество на Афон, но Кинот (совет) Святой горы всякий раз отвечал отказом. Скончался Антоний в Сремских-Карловцах и был погребен в русской Иверской часовне в Белграде. Он известен не только как выдающийся церковный администратор, полемист, но и как богослов, оставивший немало сочинений по вопросам нравственного и пастырского богословия. В частности, Антоний выступал с резкой критикой имяславия, а также софиологии С.Н. Булгакова. Оригинальная сотериологическая теория Антония, направленная против католической доктрины искупления Ансельма Кентерберийского, вызвала (из-за своего психологизма) острую дискуссию и неприятие со стороны православных богословов (И.Ф. Мейендорфа, Г.В. Флоровского и др.). Полное собрание сочинений Антония (в 7 тт.) было издано в Нью-Йорке в 1963–1969 гг.



 
PR-CY.ru