АНТОНИЙ, Храповицкий Алексей Павлович

АНТОНИЙ, Храповицкий Алексей Павлович (1863–1936 гг.) – известный церковный деятель и писатель, митрополит Киевский и Галицкий, идеолог и первоиерарх Русской православной церкви заграницей. Происходил из дворянской семьи (сын новгородского помещика, генерала, героя войны 1877 – 1878 гг.), воспитывался матерью в церковно-аскетическом духе, окончил с отличием классическую гимназию и со степенью кандидата богословия Санкт-Петербургскую духовную академию (1885 г.; тема диссертации – «Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности»). Еще к концу 4-го курса принял монашество под именем Антоний и был рукоположен в иеромонаха (1885 г.). Оставленный при академии в качестве профессорского стипендиата, он в то же время исполнял должность помощника инспектора (1885–1886 гг.). В 1886–1887 гг. преподавал в Холмской духовной семинарии гомилетику, литургику и церковное право. С 1888 г. Антоний – магистр богословия и доцент по кафедре Священного Писания Ветхого Завета Санкт-Петербургской духовной академии. В 1889 г. был назначен исправляющим обязанности инспектора Санкт-Петербургской духовной академии. В это время состоялось его знакомство с Иоанном Кронштадтским и философом В.С. Соловьевым, а в 1893–1895 гг. Антоний познакомился с Сергием (Страгородским), будущим патриархом Русской православной церкви, и с Л.Н. Толстым. В 1890 г. Антоний был возведен в сан архимандрита и назначен ректором Санкт-Петербургской духовной семинарии, а в 1891 г. – ректором Московской духовной академии. С 1895 г. Антоний – ректор Казанской духовной академии, с 1897 г. – епископ Чебоксарский (с 1900 г. – епископ Уфимский, с 1902 г. – Волынский и Житомирский, с 1914 г. – архиепископ Харьковский и Ахтырский). Его стараниями были собраны пожертвования на строительство храмов в Овручском монастыре (1904–1911 гг.) и Почаевской лавре (1912 г.). Изданное в Казани в 1900 г. собрание его сочинений позволило русскому богослову, исследователю Русской православной церкви А.В. Карташеву составить об Антонии как о писателе довольно цельное представление. Антон Владимирович считал, что скромная по объему философская диссертация Антония выглядит незаметной и нехарактерной его работой: факт свободы воли в ней доказывается на данности его в нашем сознании и самосознании. Другой ученой работой Антония, выросшей из его профессорских занятий, была «Толкование на книгу св. пророка Михея», которое не вошло в собрание сочинений. В остальных своих сочинениях («Слово о страшном суде и о современных событиях», «Слово на благодарственном молебне после выборов в третью государственную думу», «Нравственное учение в сочинениях Л.Н. Толстого: Царство Божие внутри вас пред судом учения Христова», «Заявление о свободе вероисповедания в 6 отделе предсоборного присутствия 19 мая 1906 г.» и др.), отдав дань науке, Антоний выступает в типичном облике публициста. Его язык отличается живостью и легкостью, не чуждой местами резкой развязности.

 



 
PR-CY.ru