АНТОНИЙ ПЕЧЕРСКИЙ, Киево-Печерский - Страница 2

В 1054 г., после смерти Ярослава Мудрого (978–1054 гг.) власть в Киеве принял его сын Изяслав (1024–1078 гг.). К этому времени Антоний уже прославился по всей русской земле за свою добродетельную жизнь, подобно тому, как в древности прославился в Египте Антоний Великий. Сам князь Изяслав приходил к нему со своей дружиной, прося молитв и благословения. За прошедшие годы число братии так увеличилось, что они уже не могли помещаться в подземной церкви. Тогда над главной пещерой по благословению Антония были выстроены деревянная церковь в честь Успения Божией Матери и кельи. Едва работа была закончена, князь Изяслав взял Варлаама игуменом в основанный им Дмитровский монастырь. Тогда Антоний, по просьбе монахов, поставил им в игумена своего сподвижника – преподобного Феодосия Печерского (около 1062 г.). При нем число черноризцев быстро умножилось до ста человек. Видя под своим началом такое большое количество монахов, Феодосий, посоветовавшись с Антонием, решил основать настоящий монастырь. Князь Изяслав по первой просьбе с великой радостью отдал во владение будущего монастыря гору над пещерой. Там вскоре была построена большая церковь, вокруг нее поставили кельи, а сам монастырь обнесли оградой. Не позднее 1062 г. монахи переселились сюда из пещер. Тем не менее, новая обитель продолжала именоваться Печерской в память о том, что черноризцы прежде жили в пещерах. Здесь был принят строгий устав, списанный с устава Студийского константинопольского монастыря (согласно ему в Печерской обители вводилось строгое общежитие, монахам не позволялось иметь ничего своего, даже иголки). Антоний благословил все эти нововведения. Под конец жизни ему пришлось пережить гонения. В 1067 г. князь Изяслав обманом, нарушив крестное целование, захватил в плен своего дальнего родича – полоцкого князя Всеслава и держал его в заточении. За это Антоний не раз корил и обличал его. В 1068 г. киевляне, восстав против Изяслава, изгнали его и посадили киевским князем освобожденного ими Всеслава Брячиславича Полоцкого (умер в 1101 г.). Во время своего недолгого княжения тот несколько раз ездил к Антонию и беседовал с ним. В 1069 г. Изяслав вернул себе Киев и стал сильно злобиться на Антония как за прежние обличения, так и за его близость к Всеславу. Из-за разногласий с киевским князем Изяславом Ярославичем Антоний Печерский был вынужден удалиться в Чернигов, где около 1069 г. учредил Болдинский пещерный монастырь. Он выкопал пещерку и жил там (потом на этом месте возник Успенский монастырь). Вскоре Изяслав раскаялся в своей горячности и стал присылать к преподобному людей с просьбой вернуться к печерской братии, что тот и сделал. Антоний Печерский вернулся в Киев незадолго до смерти (1073 г.) и указал место для закладки каменного Успенского собора. Святослав Ярославич Черниговский (1027–1076 гг.), приютивший Антония, продолжал свое покровительство святому, став в 1073 г. киевским князем. Он подарил Антонию поле, прилегающее к пещере. Здесь еще при жизни Антония было начато строительство церкви Пресвятой Богородицы. Антоний застал, видимо, только начало строительства и вскоре преставился в основанной им обители, в своей пещере в 1073 г. Был там же похоронен (в пределах нынешних Ближних пещер Киево-Печерской лавры). В качестве местночтимого святого Антоний Печерский стал почитаться сразу же после смерти, канонизирован в XIV в., общецерковно прославлен в соборе преподобных отцов Киево-Печерских в середине XIX в. Житие Антония, известное в XIII в. (на него ссылается Симон, епископ Владимирский, в своем послании к Поликарпу), до нас не дошло. Была сделана попытка восстановить это житие из сличения соответствующих мест Печерского «Патерика» (1460–462 гг.) с известиями летописи. При этом выяснилось, что житие Антония Печерского послужило одним из источников Несторовой летописи.



 
PR-CY.ru