АНТИОХИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ - Страница 3

В августе 638 г. пала Антиохия, в 639 г. – Эдесса, а к началу VIII в. к халифату был присоединен единственный оставшийся островок христианства в этом регионе – горный Ливан. Все это положило начало длительному периоду преследования православных Ближнего Востока (мельктов), которых арабы считали союзниками главного своего врага – Византии. Положение православных в 30–70-х гг. VII в. сильно осложнилось и господством в Византии монофелитства. По этим и некоторым другим причинам в течение VII – первой половины VIII вв. деятельность Антиохийской православной патриархии практически полностью прекратилась. Православные представители Антиохийской кафедры жили в изгнании в Константинополе, а после кончины Георгия II (около 702 г.) прервалась и эта линия Антиохийских патриархов в изгнании. Лишь спустя 40 лет халиф Хишам разрешил в самой Антиохии избрать на Антиохийскую кафедру сирийского монаха Стефана. Естественно, мусульмане были озабочены лояльностью мелькитских патриархов, вмешивались в избрание патриархов, добиваясь рукоположения своих ставленников. В свою очередь, сотрудничество Антиохийских патриархов с мусульманскими властями порой превышало всякие пределы. Так, например, патриарх Иов сопровождал арабскую армию в походе на Аморий (в 838 г.) и уговаривал византийские крепости сдаваться. К 30-м гг. X в. могущественный некогда халифат пришел в упадок и распался на ряд фактически независимых государств-эмиратов. Этим воспользовалась Византия, которая стала активно отвоевывать свои бывшие владения. В 969 г. отряды императора Никифора II Фоки освободили Антиохию. С этого времени для православного Антиохийского патриарха наступает пора расцвета. Антиохия становится крупным центром христианской культуры как грекоязычной, так и арабской. В окрестностях города развивались монастыри, разворачивалась активная литературная и богословская деятельность. Строительство монастырей начинается еще с IV в. Как правило, это были скромные 2-этажные постройки. Монашество было одним из важнейших направлений развития церковной жизни Антиохийской православной церкви раннего периода. В отличие от египетского, сирийское монашество на первых этапах в целом было менее замкнутым: монахи вели миссионерскую проповедь среди язычников, активно занимались благотворительностью. В V в. начинают усиливаться проявления сурового аскетизма, возникает столпничество – уединение отшельника на горном утесе (столпе). Самым известным из аскетов этого направления был Симеон Столпник (ум. в 459 г.), ставший олицетворением антиохийской святости. Много лет он провел на высоком столпе (скале) близ Антиохии, примиряя враждующих, обращая в христианство язычников, давая верующим наставления. Творения монахов Антиохийской православной церкви, среди которых наиболее известны труды Симеона Столпника, Иоанна Мосха, Дорофея Газского и др., стали большим вкладом в церковную традицию подвижничества. Установившаяся в Сирии в первой половине XI в. относительная политическая стабильность была разрушена появлением турков-сельджуков с их опустошительными набегами. В декабре 1084 г. сельджуки овладели Антиохией.

 



 
PR-CY.ru