АНТИНОМИЗМ - Страница 2

Для христианина довольно веры. Если же он не нуждается ни в каких делах, то он не связан никакими заповедями и законом». Из этих положений на практике можно было сделать неприглядные выводы, и Лютер не мог не сознавать этого. Отчасти это сознание, отчасти возражения со стороны католических богословов заставили его быть осторожнее. Позднее Лютер утверждает, что «закон есть свет, необходимый для неопытных и слепых; он ведет к познанию греха, сокрушению гордости и жажде благодати». Еще яснее это видел Меланхтон, который решительно утверждал, что «если учение о вере передается без закона, то порождаются бесконечные соблазны». Поэтому в лютеранстве сохраняется представление о том, что десять заповедей были выражением естественного нравственного закона. Лютеране считали этот закон полезным в трех отношениях: он удерживает неверующих от дурных поступков, побуждает верующих к покаянию и обеспечивает необходимое моральное руководство христианам, которые оправданы одной верой, но поведение которых в этой земной жизни еще не вполне изменилось. Такое острожное решение вопроса сближало лютеранство с католичеством. В результате в 1527 г. произошло столкновение Меланхтона с последователями Лютера в своих антиномистских взглядах, которые шли еще дальше учителя. Например, Иоанн Агрикола (1499–1566 гг.), которому казалось, что его противник «пятится назад» к католичеству, учил, что покаяние верующих вызывается не страхом перед Законом, а исключительно любовью к праведности, и считал, что христиане могут обойтись без знания десяти заповедей. Он полагал, что духовное возрождение не начинается сокрушением о грехах как результатом бесплодных усилий исполнить Закон, а им заканчивается, поскольку впереди стоит вера. Кто верит в благодать Божию, тот переживает раскаяние и обновление. Только папа ставит покаяние впереди благодати. Столкновение обострялось тем, что католические богословы стали подчеркивать выражения Меланхтона как знак возвращения в католичество. Дело закончилось на съезде в Торгау, где под влиянием Лютера Агрикола примирился с Меланхтоном. Вскоре, однако, в напряженной борьбе с католическими противниками Агрикола потерял равновесие и заявил себя решительным антиномистом. В 1537 г. дело дошло до столкновения с Лютером, который решительно заявил (в согласии с Меланхтоном), что нельзя проповедовать ни закона без Евангелия, ни Евангелия без закона. В это время Лютер окончательно установил свой взгляд на закон, признав его троякое значение: ради научения, дабы выявить грех и чтобы святые знали, каких дел требует Бог. Спор закончился в 1540 г. Лютером не раз призывал Агриколу к порядку, тот стихал, но, в конце концов, несмотря на авторитет реформатора, не мог освободиться от своих колебаний. Учение Агриколы и есть антиномизм, хотя само название было предложено Лютером в ходе спора с Агриколой. Николай Амсдорфский (1483–1565 гг.) занимал еще более радикальную позицию, утверждая, что добрые дела вообще мешают спасению. Обе эти позиции отвергаются в умеренном лютеранстве. Антиномистские споры эпохи раннего христианства и эпохи Реформации отражают постоянное колебание христианской мысли между утверждением свободы, о которой говорил апостол Павел: «Стойте в свободе, которую даровал нам Христос» (Гал. 5:1), и потребностью в этических нормах, которыми мог бы руководствоваться христианин, осуществляя свой нравственный выбор. Отдельные аспекты антиномизма распространились в средневековом христианстве в виде византийского богомильства, либертинизма – группы западноевропейских сект XIII–XIV вв. (дольчинисты в Италии, Братья свободного духа в Германии и Чехии, часть таборитов  и др.). В период Реформации с ее акцентом на  оправдание верой антиномистские споры возникают не только в Германии, но и в пуританской Новой Англии в XVII в. Однако антиномизм никогда не был общепринятым положением в протестантских церквах. В лютеранстве антиномистские взгляды были осуждены Лютером в трактате «Против антиномистов» (1539 г.), а в кальвинизме против них высказывался глава Бостонской теократии Д. Коттон в ходе процесса над Э. Хатчинсон. Современными формами антиномизма являются ситуационная этика (Д. Флетчер) и некоторые варианты либеральной протестантской теологии.



 
PR-CY.ru