АНТИНОМИЗМ

АНТИНОМИЗМ (от греч. anti, «против», и nomos, «закон») – учение, согласно которому христиане не обязаны проповедовать и соблюдать моральные предписания ветхозаветного Закона, поскольку он не нужен и противоречит Евангелию. Антиномизм всегда был важной тенденцией христианской мысли. Еще апостол Павел утверждал, что «человек оправдывается верою, независимо от дел закона» (Рим. 3:28) и что «если законом оправдание, то Христос напрасно умер» (Гал. 2:21). Под «законом» в данном случае понимаются заповеди и установления, содержащиеся в Торе, пяти первых книгах Библии. Павел доказывает, что установленная Торой практика обрезания, а также запреты, касающиеся пищи, празднование субботы и прочие правила не имеют религиозного смысла для христиан. Он рассматривает эти установления, вытекающие из заключенного Богом с Авраамом союза-завета, как временные и уже не имеющие силы после пришествия Христа. Учение Павла может показаться призывом к моральной анархии, однако сам он отрицал такое толкование. Павел находит новые основания для нравственности, видя их не в системе правил поведения, а в преображении внутренней жизни христианина: «Если мы живем духом, то по духу и поступать должны» (Гал. 5:25). Согласно апостолу Павлу, христианин должен воздерживаться от безнравственных поступков не для того, чтобы подчиниться закону или избежать наказания, а потому, что (движимый Святым Духом) он хочет жить новой жизнью, в любви к Богу и к ближнему, и не хочет делать дурное. В эпоху раннего христианства возник целый ряд сект, тяготевших к крайнему антиномизму. Многие гностики вообще отвергали еврейскую Библию, утверждая, что Творец, давший Закон евреям, – это не подлинный Бог, а некое низшее божество; некоторые же секты настаивали на том, что нарушение законов Торы даже необходимо для спасения. Разумеется, ортодоксальное христианство признало еврейскую Библию, принятую в качестве «Ветхого Завета». Христианские богословы (такие, как Фома Аквинский, 1225–1274 гг.) различали в установлениях Торы заповеди трех типов: «моральные» законы (направленные против убийства, воровства, прелюбодеяния и т.д.), обрядовые установления (касающиеся пищи, обрезания и т.д.) и юридические законы (регулирующие отношения собственности или установление наказаний за преступления). Хотя такого разграничения нет ни в самой Торе, ни у апостола Павла, однако христианские теологи ссылались на слова из Послания к Римлянам: «Ибо, когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают... они показывают, что дело закона у них написано в сердцах» (Рим. 2:14-15), отождествляя «моральные» законы Торы, изложенные в десяти заповедях, с «естественным» нравственным законом, регулирующим поведение человека в соответствии с разумом. В эпоху Реформации антиномистские споры вступили в новую фазу. М. Лютер в первых своих полемических сочинениях, направленных против католицизма, резко выступал против учения о законе и оправдании «делами закона», твердо придерживаяль учения апостола Павла об оправдании одной только верой. В его памфлете «De libertate christina» («О свободе христианина»), отправленном папе Льву X (1513–1521 гг.) в сентябре 1520 г., говорится, между прочим: «Душа может обходиться без всего, кроме слова Божия… Главное дело для всех христиан – насаждать в себе слово Христа и укреплять веру в Него. Но если одна вера без всяких дел может сделать человека благочестивым, то к чему законы, заповеди, дела, предписанные Писанием? Законы учат и предписывают нам некоторые добрые дела, но они еще не совершают их. Они указывают, но не оказывают помощи. Цель их – чтобы человек познал свое бессилие делать добро, научился сомневаться в самом себе. Если человек из закона познает свое бессилие и впадает в сомнение, может ли он исполнить закон, то закон теряет в его глазах всякое значение…

 



 
PR-CY.ru