АНСЕЛЬМ КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ - Страница 6

Это было бы возможно сделать менее разумным мышлением, которое присуще телесным чувствам, если бы она (высшая Сущность) находилась в сфере их действия, но она выше того, что может познать любое из них». Таким образом, можно предположить, что высшая Сущность есть реально существующий Разум («разумная память»), которая существует вне границ нашего пространства-времени. Но если это так, то созданный высшей Сущностью наш мир должен реализовать те цели и задачи, для которых он был создан. Так Ансельм подошел к тезису: «Если созданная жизнь необходима для пользы (высшего Существа), какова польза от созданной жизни!» И в этом смысле можно признать, что для нашего реального пространства-времени это высшее Существо, которое в самой высшей степени «есть высшая Справедливость, высшая Мудрость, высшая Истина, высшая Доброта, высшее Верховное величие, высшая Красота, высшее Бессмертие, высшая Неподкупность, высшая Неизменность, высшее Благодеяние, высшая Вечность, высшая Мощь, высшее Единство, есть ничто иное, как вечность в существовании и во времени». Так Ансельм пытается разобраться с целями и задачами высшей Сущности в нашем пространстве-времени, а также разобрать понятия единичного и всеобщего, места и времени, понимание вечности высшей Сущности. И здесь он делает еще одно самое важное определение, виденное им в откровении. Он говорит, что высшая Сущность – не статическое высшее, а развивающееся, которое «будет становиться мощнее и все мощнее (it to be powerful and all-powerful)». Можно предположить, что в этих целях и создаются наше реальное пространство-время. Для этого также создаются и существуют меньшие Сущности, которые имеют начало и конец. Но тогда «позвольте ему, который может понять, и, то время, когда их начать, чтобы быть истиной, и то когда они не будут истиной, а именно, чему-либо не суждено быть, или когда кто-либо прекратит быть истинной, и не будет истиной, а именно: кое-чему, что существует». Таким образом, можно предположить, что наше реальное пространство-время создано для того, чтобы увеличить могущество высшей Сущности, и будет существовать до тех пор, пока мы не отклонились от этой цели. Остается узнать, что обозначает «могущество высшей Сущности», каким образом мы должны увеличивать могущество высшей Сущности? Понимая, что виденное им не вписывается ни в какие рамки существующего мировоззрения (в его время), он раскрывает, как он говорит «дурацкое» предположение», и заявляет, что есть Существа, которые существуют вне места и вне времени, по сути, предопределяя физику микро- и макромира. «Следовательно, – пишет он, – неизбежная потребность требует, чтобы высшая Сущность в целом не привязывалась ни к какому месту или времени, и никакой закон места или времени не должен препятствовать тому, чтобы быть одновременно в каждом месте или времени». Таким образом, это должно быть одновременно в каждом индивидуальном месте или времени. Поэтому когда высшая Сущность присутствует в одном месте, это не является препятствием ей присутствовать в то же самое время и в подобной манере как в этом, так и другом месте или времени. Не потому ли, что она была, есть, или должна быть, имеются какие-либо части ее вечности, способные исчезать из настоящего, с прошлым, и существование которых не длительно? И не потому ли они пересекают настоящее, в котором они – лишь мгновения; и не потому ли они будут и в будущем, которого еще нет?

 



 
PR-CY.ru