АНСЕЛЬМ КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ - Страница 3

Трактат вызвал неоднозначную реакцию ревностных католиков. Ансельму уже пришлось вступить в публичный спор со священником Гаунило из Мармутье, который, кроме всего прочего, назвал данный трактат «книжечкой», что не могло не задеть Ансельма, который впоследствии написал все свои философско-теологические труды, лишь пытаясь осознать и разъяснить увиденное в собственных откровениях. Можно предположить, что именно это обстоятельство, повлияло на то, что «Прослогион» (или «Alloquium» – «Разговор с собеседником») был написан в 1079 г., уже после трактата «Монологиум». Только в суровые времена средневековья и могла возникнуть схоластика, как способность изложить сущность, но так, что бы ее могли понять только при вдумчивом чтении, но при обычном чтении это выглядело бы так, как будто пустая игра понятиями и словами заступает место действительных фактов, от которых эти понятия отвлечены. Именно в таком ключе и написаны этот и последующие трактаты Ансельма. Его считают первым схоластом, а его учение – рационализированным вариантом августинианства. Несмотря на то, что исходной точкой для него была Библия и учение Августина Блаженного, что он держался в пределах католицизма и был проникнут убеждением, что вера должна предшествовать познанию и сама по себе исключает всякое сомнение, тем не менее, Ансельм требовал, чтобы от веры переходили к познанию. В этом заключается его главное значение, как догматика. Так называемое «онтологическое» доказательство бытия Божия из понятия о Божестве, Ансельм выводит в сочинении «Proslogium», между тем как в «Monologium» он выводит бытие Божье из случайности конечного, а Троицу – из простых оснований разума. Оба эти сочинения замечательны тем, что в первом Ансельм дает догматическое основание учению о предопределении, а во втором – христологическому учению об искуплении. Ансельм полагал, что в теологии следует использовать диалектику (логику). Он считал отправной точкой познания веру, но верующий должен понять, во что он верует. «Вера, ищущая уразумения», утверждал он, осмысливает свое содержание посредством разума, а вера в Бога опирается на логические доказательства его необходимого существования. Согласно Ансельму, отправная точка познания – вера, но верующий должен понять, во что он верует. Эта революция в теологии основывалась на рационалистическом разделении разума и веры и,  в особенности, на убеждении, что можно одним лишь разумом продемонстрировать то, что было постигнуто верой через божественное откровение. Это стало исходной посылкой доказательства бытия Бога в работе «Proslogion», которую Ансельм снабдил подзаголовком «fides quaerens intellectum» («вера стремится к пониманию») и в которой провозгласил свой девиз, ставший великим девизом эпохи: «Credo ut intelligam» («Верую, чтобы понять»). Для него «понять» означало понять интеллектом, знать причины, уметь доказать. Разумное обоснование считалось важным и само по себе, и как средство убедить неверующего, и правильность христианского учения. Многие исследователи утверждали, что у Ансельма разумное обоснование означало обоснование, присущее данному объекту веры, следовательно, если верующий обращается к неверующим разумно, то это то же самое, как если бы те разделяли такие же теологические убеждения.

 



 
PR-CY.ru