АНСЕЛЬМ КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ - Страница 13

Труды Ансельма оказали влияние на средневековую теологию и схоластику, в частности на Петра Ломбардского. Литературную деятельность Ансельма Кентерберийского исследователи делят на три периода. В первом он пытается дать философское обоснование христианской религии (вера, ищущая разумения). К нему относятся «Монологион» (трактат о бытии и признаках Бога) и «Прослогион» (онтологическое доказательство бытия Бога), а также «Об истине» (на истину он смотрит как на равенство познания и предмета, а истину мы постигаем путем веры) и «О свободе воли» (свобода воли состоит в возможности сохранения правильного хотения). Второй период – теологический. К нему относятся сочинения «О вере в Троицу», «О воплощении Слова», «О Непорочном Зачатии», «Почему бог вочеловечился», «Об Исхождении Духа» и др. На Суассонском соборе в 1092 г. был осужден номинализм Росцеллина, который основывался на неудачном применении латинского слова substantia к трем лицам Божества; этот термин «субстанция» Росцеллин взял у Ансельма Кентерберийского (из «Монологиона»). В третий период литературной деятельности Ансельм опять возвращается к философии, главным образом, к проблеме свободы воли. Сюда относятся сочинения: «О согласовании Божественного предвидения и предопределения, а также благодати Божией со свободой выбора», «О воле», «О воле Божией» и др. Эти произведения принадлежат к наиболее значительному из всего, что было написано Ансельмом Кентерберийским. Не менее значительна и его политическая деятельность. В качестве епископа Кентерберийского он вел борьбу за инвеституру с английскими королями Вильгельмом II Рыжим (1087–1110 гг.) и Генрихом I Ученым (1110–1134 гг.), считая церковь основой и главой всего общества. Твердо отстаивая воззрения папы Григория VII Гильдебранда (1073–1085 гг.), Ансельм дважды был принужден покидать Англию. Только при его преемнике, Пасхалии II (1099–1118гг.), в 1107 г. пришли к соглашению. Вскоре после посвящения в сан архиепископа между Ансельмом и королем вспыхнул конфликт из-за земель и населения архиепископства, который был осложнен вопросом о признании папой Урбаном II (1088–1099 гг.) декрета о праве архиепископа созывать Соборы. В 1098 г. Ансельм отправился в Рим за советом к папе. В октябре 1098 г. он присутствовал на Соборе в Бари, где рассматривались догматические расхождения между Западной и Восточной Церковью по вопросу об Исхождении Святого Духа. В апреле 1099 г. он был на Латеранском Соборе, где узнал о папских декреталиях против права инвеституры. В августе 1100 г. умер Вильгельм II. Вернувшись в Англию, Ансельм отказался принести присягу новому королю Генриху I и признать епископов, которым тот выдал инвеституры. Ансельм потребовал от короля соблюдения папских декреталий. Так начался еще один конфликт Ансельма со светской властью. В 1103 г. он опять отправился в Рим, чтобы добиться у папы ослабления строгости декреталий в интересах короля Генриха I. Когда эта попытка окончилась неудачей, Ансельм смирился со своим положением изгнанника. После того как в 1106 г. папа и Генрих I пришли к компромиссу, Ансельм вернулся в Англию. Последние два года жизни он посвятил церковным делам, созвал Собор по вопросу о целибате духовенства и вступил в борьбу за первенство с Йорком. Канонизирован в 1720 г. Ученое прозвище Ансельма – Doctor magnificus (Чудесный доктор). Ему принадлежат около 30 сочинений по богословским, философским, логическим вопросам. 475 писем Ансельма дают представление о его незаурядной личности и являются ценным источником по истории Западной Церкви. Ансельм умер 21 апреля 1109 г. В этот день празднуется католиками его память. Папа Климент XI (1700–1721 гг.) в 1720 г. причислил его к ряду католических вероучителей.



 
PR-CY.ru