АНСЕЛЬМ КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ - Страница 11

Так его рассуждения подошли к раскрытию высшей Истины, которое он начал с обозначения ее причинно-следственных связей. Ансельм утверждает, что только высшая Истина является причиной, так как «она не находится ни под каким обязательством. Поскольку все другие вещи обязаны ей; она не должна ничто и никому. И нет другой причины ее сущности, чтобы быть исключением из того, что есть». В плане причинно-следственных связей Ансельм поясняет свой вывод о существовании высшей Сущности без начала и конца, который он сделал в «Монологионе». Таким образом, Ансельм дал интерпретацию «конкретной высшей Истине», которая может существовать как в будущем, так и в прошлом. Он делает вывод, что истина может определяться не органами чувств, а только разумом. Поэтому в действиях неразумных объектов мы не всегда можем усматривать, справедливо ли оно или нет, тем более, когда мы сами используем неразумные вещества не в соответствии с их истинной сущностью. Ансельм показывает это на примере камня. Человек же, сущность которого также определена желанием высшей Истины, получил разум для познания и, следовательно, полную свободу желания и относительную свободу действий. Напоминая нам о необходимости помнить, что все это мы получили посредством желания высшей Истины, Ансельм делает вывод, что справедливость должна определяться для человека тем, что он должен, сохраняя полученную возможность мыслить, желать и действовать таким образом, чтобы не вступать в противоречие с желанием высшей Истины, которым руководствовалась высшая Истина, создавая наше реальное пространство-время. И мы должны не забывать важную характеристику высшей Сущности, виденную им в откровении: высшая Сущность не статическое высшее, а развивающееся, которое «будет становиться мощнее и все мощнее (it to be powerful and all-powerful)». И справедливым будет все то, что направлено на это. Человек теряет непорочность желания, утверждает Ансельм, потому что желает делать неправедное более чем желает сохранить правильность желания. При этом орган желания, данный ему, как и всему рациональному миру, не теряется, а варьируется  воля, а как следствие, меняется и сила воли. Таким образом, человек не теряет никогда свободы выбора между правильностью желания и неправильностью желания, т.е. грехом, имея возможность изменять силу воли, направляя ее либо к сохранению правильности воли, либо к греху. Когда человек согрешил, он потерял непорочность воли. Но он не потерял непорочность желания, и, следовательно, изменяя силу воли, он способен выйти из греха. Ансельм, понимая, что находится на краю отрицания основного догмата о рабстве в грехе, и что он не еще не в состоянии сделать шаг в этом направлении, не идет пока дальше, а поворачивает свободу выбора к способности свободы выбора. Он заявляет: когда добровольно воля покидает непорочность из-за трудности ее удержания, тогда, конечно, впоследствии воля добровольно служит греху из-за невозможности восстановления непорочности собственным усилием. Тогда оно становится «дыханием, которое уходит и не возвращается» с тех пор «всякий, делающий грех, есть раб греха». И это так же верно, поскольку «стереть» из памяти знание о грехе невозможно, и, следовательно, невозможно и возвратиться с состояние «незнания греха».

 



 
PR-CY.ru