АНСГАР, Ансгарий - Страница 4

Датские торговцы, принявшие ранее крещение в Гамбурге или Дарштадте, получили возможность открыто исповедовать христианство. В то время как в Дании дела шли таким образом, Швеция в течение нескольких лет оставалась без христианского учителя. Ансгарию удалось отправить в эту страну священника и отшельника по имени Ардгар. Он проповедовал с большим успехом, но потом вновь удалился в отшельничество. Сменивший его монах Гауберт не понравился норманнам и был с позором изгнан из страны. Тогда Ансгарий решил сам продолжить его дело. По сути, ему пришлось все начинать сначала. Шведы, изгнавшие Гауберта, в большинстве своем были настроены к христианству очень враждебно. И хотя король Олав не имел ничего против новой религии, он должен был считаться с настроениями своих подданных. Решение о судьбе миссии было отдано на суд народного собрания – бросили жребий, и он оказался в пользу допущения христианских учителей. После этого шведы смягчились. Благосклонность к новой религии еще усилилась чудесами, свершившимися во время экспедиции Олава в Курляндию. Отовсюду стали стекаться обращенцы, строились церкви, Ансгарий нашел возможность возвратиться в Данию, оставив во главе шведской миссии своего помощника Гумберта. Между тем, во время отсутствия архиепископа, Эрик Ютландский пал в одной кровавой битве с языческой партией, которая воспользовалась его благосклонностью к христианству в качестве предлога для мятежа. Церковь в Шлезвиге была заперта, священник ее изгнан, а христиане подверглись жестокому гонению. Ансгарий мог только молиться о прекращении этого несчастья, и молитвы его не остались безответны – вскоре он получил от юного Эриха II, наследника и сына Эриха I, письмо, в котором тот  выражал столь же горячее сочувствие к Евангелию, какое имел его отец. И приглашал миссионеров возобновить свои труды. При новом короле христианство стало распространяться быстрее, чем прежде. Церкви в Шлезвиге впервые позволили обзавестись колоколом, а в Рипе, втором городе Дании, на берегу, противоположном Британии, Ансгарий основал еще один храм, священником которого назначил одного из своих учеников. Так в трудах и заботах прошли последние десять лет его жизни. Остаток жизни Ансгарий провел в Бремене, не переставая трудиться и подвергать себя лишениям. Молитвы и пост он считал наипервейшим делом. Того же требовал и от своих учеников. Среди молитв и песнопений он занимался ручной работой (плел корзины). От своих учеников-миссионеров он требовал полного отречения от собственности и добывания хлеба работой своих рук. Пишут, что его монахи всегда были заняты работой, и сам он никогда не сидел без дела. Несмотря на святую жизнь, Ансгарий почитал себя за грешника и в своем смирении часто говорил, что «в его жизни произойдет самое большое чудо, если Бог когда-нибудь сделает из него истинно благочестивого человека». Между тем уже при жизни Ансгарий несколько раз являл дар чудотворства, исцеляя своей молитвой болящих, однако тщательно скрывал его, чтобы избежать хвалы в свой адрес. Он заботился о бедных, выкупал пленных христиан, убедил вождей Нордалбингии отказаться от торговли рабами, которую они вели, построил в Бремене госпиталь. Умер Ансгарий 3 февраля 865 г., так и не удостоившись венца мученика, о котором мечтал всю жизнь. Несмотря на все свои старания, он не смог заложить прочную основу для христианства в Скандинавии: после его смерти местные жители вновь вернулись к язычеству. Окончательно христианство утвердилось здесь лишь два века спустя. Тем не менее, вскоре после смерти Ансгарий был канонизирован. Возможно, что он написал «Vita St. Willehadi». Ему, несомненно, принадлежат «Virtutes et miracula St. Willehadi» (Migne, t. 118) и «Pigmenta» («Бальзам» – коротенькие молитвы по одной на каждый псалом). Жизнь Ансгария описана его учеником и преемником по кафедре Рембертом.



 
PR-CY.ru