АННА КАШИНСКАЯ

АННА КАШИНСКАЯ (около 1280–1368 гг.) – святая благоверная великая тверская княгиня (в монашестве София), дочь ростовского князя Дмитрия Борисовича. Известна как драматической прижизненной судьбой (гибель почти всех родственников, усобицы между ними), так и не менее сложными посмертными перипетиями: борьба времен раскола Русской церкви в XVII в., деканонизация только что прославленной святой – уникальный прецедент в истории Русской церкви. Родилась во второй половине XIII в., 8 ноября 1299 г. сочеталась браком с тверским, а впоследствии – великим князем Михаилом Ярославичем Тверским, замученного в Орде по приказу Узбек-хана  22 ноября 1318 г. и причисленного к лику святых. В 1326 г. в Орде был казнен ее сын Дмитрий Грозные Очи, а в 1339 г. – другой сын Александр Михайлович Тверской и внук Федор Александрович. Год ее монашеского пострига неизвестен, но в 1358 г. примерно 80-летняя княгиня (бабка князя Михаила Александровича) упоминается уже как монахиня София. Вероятно, она тогда уже была настоятельницей Тверского женского монастыря во имя св. Афанасия (тверского Софийского женского монастыря). В 1361 г. Анна пожертвовала несколько сел Тверскому Отрочу монастырю, куда ушел на покой тверской епископ Феодор (также канонизирован), приняла участие в похоронах святителя в 1367 г. В том же году княгиня уехала из Твери в Кашин вслед за своим младшим сыном, кашинским князем Василием Михайловичем, на короткое время захватившим Тверь и устроившим расправу над людьми своего племянника князя Михаила, который вскоре вновь его выбил из Твери при помощи литовцев. В построенном ее сыном Успенском женском монастыре княгиня приняла схиму под именем Анны, там она скончалась и была погребена. Хотя святая известна как Анна Кашинская, она лишь последний год своей долгой жизни провела в этом городе. Своей жизнью Анна Кашинская снискала такое глубокое уважение современников и благоговейную память, что писались ее иконы, на которых она часто изображается в схиме. Ее останки были найдены в 1611 г. в кашинской церкви во имя Пресвятой Богородицы, причем долгое время находились в небрежении. Согласно преданию, княгиня явилась пономарю Герасиму, исцелила его, а затем еще нескольких больных; с этого началось почитание останков Анны Кашинской как чудотворных мощей. В 1649 г. по повелению царя Алексея Михайловича ее мощи освидетельствовали тверские духовные лица, причем были зафиксированы новые чудеса. Собор в Москве 1649 г. причислил благоверную к лику святых. 12 июня 1650 г. в Кашин приехал царь, мощи Анны были перенесены в соборную Воскресенскую церковь. В Кашине особую службу на перенесение мощей написал протопоп Иван Наумов при участии посадского человека Семена Осиповича Сухорукова, а в Москве канон составил известный писатель Епифаний Славинецкий. В 1660–1670-е гг. был написан также обширный агиографический корпус текстов: житие, сказание об обретении и перенесении мощей, «плач княгини Анны» – в подражание плачу Евдокии, жены Дмитрия Донского. Продолжалось почитание княгини Анны Кашинской и при царе Федоре Алексеевиче.

 



 
PR-CY.ru