АНДРЕЙ РУБЛЕВ - Страница 2

 

В 1405 г. Рублев совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца расписал Благовещенский собор Московского Кремля (фрески не сохранились), а в 1408 г. совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами – Успенский собор во Владимире (роспись сохранилась частично) и создал иконы для его монументального трехъярусного иконостаса, ставшего важным этапом формирования системы высокого русского иконостаса. Из фресок Рублева в Успенском соборе наиболее значительна композиция «Страшный суд», где традиционно грозная сцена превратилась в светлый праздник торжества справедливости, утверждающий духовную ценность человека. Работы Андрея Рублева во Владимире свидетельствуют, что уже в это время он был зрелым мастером, стоявшим во главе созданной им школы живописи. В 1425–1427 гг. Андрей Рублев совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал иконы его иконостаса. Иконы сохранились; они выполнены в различных манерах и неравноценны по художественным качествам. Время, когда на Руси назревали новые междоусобные войны, и гармонический идеал человека, сложившийся в предшествующий период, не находил опоры в действительности, сказалось и на творчестве Андрея Рублева. В ряде произведений мастеру удалось создать впечатляющие образы, в них чувствуются драматические ноты, ранее ему не свойственные («Апостол Павел»). Колорит икон более сумрачен по сравнению с ранними произведениями; в некоторых иконах усиливается декоративное начало, в других проявляются архаические тенденции. Некоторые источники называют роспись Спасского собора Андроникова монастыря (около 1427 г., по другим исследованиям, на рубеже XIV–XV вв.; сохранились лишь фрагменты орнаментов) последней работой Рублева. Ему приписывается также ряд работ, принадлежность которых кисти Рублева точно не доказана: фрески Успенского собора на «Городке» в Звенигороде (конец XIV – начало XV вв.; сохранились фрагменты), иконы – «Владимирская Богоматерь» (около 1409 г., Успенский собор, Владимир), «Спас в силах» (1408 г., Третьяковская галерея), часть икон праздничного чина («Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Воскрешение Лазаря», «Преображение», «Вход в Иерусалим» – все около 1399 г.) Благовещенского собора Московского Кремля (иконостас этого собора, согласно новейшим исследованиям, происходит из Кремлевского Архангельского собора), часть миниатюр «Евангелия Хитрово» (конец XIV – начало XV вв., Библиотека СССР им. В.И. Ленина, Москва). Иконы, написанные Андреем Рублевым, настолько ценились, что в «Стоглаве» (1551 г.) прямо было велено «писати живописцом иконы с древних образцов, как гречески живописцы писали, и как писал Андрей Рублев и протчии пресловутыи живописцы». Творчество Андрея Рублева является одной из вершин русской и мировой культуры. Первые современные представления о его творчестве возникли после реставрации в 1904 г. его иконы «Троица» из иконостаса Троицкого собора Троицкого монастыря, а с 1918 г., когда расчистили фрески владимирского Успенского собора и обнаружили иконы Звенигородского чина, талант Андрея Рублева стал общепризнанным. В 1947 г. в Андрониковом монастыре открыт Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева.



 
PR-CY.ru