АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ - Страница 8

Литераторов XVI в. особенно привлекала в истории Боголюбского его борьба с Византией за самостоятельность русской церкви, в связи с чем сводчик ввел в текст и обширные речи Андрея, и пространную грамоту патриарха Луки Хризоверга, воспользовавшись какими-то, не дошедшими до нас источниками и развив их намеки в обстоятельные рассказы. Любопытно и то, что он сгладил черные краски в образе епископа Феодора. Андрей и Феодор, открыто провозгласившие и осуществившие союз светской власти и церкви в борьбе за политическое единство Руси, были историческими фигурами большого и актуального интереса для русского самодержавия XVI в. В середине XVI в. в монументальной росписи Золотой палаты царского дворца в Московском кремле Боголюбский был изображен в ближайшем соседстве с царским местом в ряду с Владимиром – «крестителем» Руси, Борисом и Глебом, Александром Невским, Василием III и самим Иваном Грозным. Именно в этой атмосфере повышенного интереса к памяти владимирских «прародителей» московских государей оживляется и забытая мысль «Повести» Кузьмы о «святости» Андрея: в первой половине XVI в. составляется предназначенный для церковного чтения рассказ о его смерти, в котором Андрей Боголюбский прямо назван «святым». Однако он не был канонизирован и не пользовался даже местным почитанием вплоть до конца XVII в. Представления о нем XVI в. переходят в историографию следующего столетия. В кратком историческом пособии, составленном в конце 60-х гг. XVII в. для царской семьи и государевых детей дьяком Феодором Акимовичем Грибоедовым, характеристика владимирских князей дана в духе «Степенной книги». Здесь «царствия русского наследником» стал Всеволод, однако и раньше, при Андрее, процветало «владимирское самодержавство». Так как Андрей не был звеном в генеалогической схеме московских государей, в которую включались только Долгорукий и Всеволод III, его портрет отсутствует в заказанном в 1672 г. царем Алексеем Михайловичем живописном альбоме «Большая государственная книга, или Корень российских государей». Появившийся вскоре после труда Ф. Грибоедова «Синопсис» Иннокентия Гизеля называет Боголюбского «великим князем всея Российския земли». В 1702 г. происходит открытие «мощей» Андрея Боголюбского и его канонизация. Возможно, это было связано с переносом вскоре (в 1723–1723 гг.) из Владимира в Петербург останков Александра Невского, возможно, открытие новых «мощей» компенсировало доходы владимирского духовенства. Характерно, что вплоть до канонизации Андрей Боголюбский не удостоился «жития». Ссылки Густынской летописи (XVII в.) на «житие» Андрея имеют в виду летописную «Повесть» о нем. На ее основе было составлено между 1702 и 1708 гг. новое, не имеющее никакой исторической ценности «житие», сочетавшее данные из «Повести» о смерти Андрея и «Сказания о чудесах Владимирской иконы» с новыми домыслами. Однако источники, современные Андрею, не оставили ни одного штриха, который позволил бы судить о его внешности, а миниатюры лицевых рукописей XV–XVI вв. не давали никаких портретных черт в эскизных ликах князей.

 



 
PR-CY.ru