АНГЕЛ

АНГЕЛ (греч. – посланник, вестник) – особый род бессмертного, бесплотного тварного сверхъестественного существа, призванного выполнять строго определенные функции в мироздании: служить Богу на небесах, поддерживать космофизический миропорядок, бороться с врагами Бога, оберегать праведников от бед, провозглашать людям волю Творца, карать смертью нечестивцев и т.д. Ангелы наделены разумом и свободой воли, обладают тонкоматериальным, духовным телом, невидимым в обычных условиях для человека, способны мгновенно перемещаться в пространстве. В Библии слово «ангел» употребляется в различных значениях: по отношению к Сыну Божию (Иисусу Христу) и по отношению к людям – пророкам, священникам и епископам церквей, а также по отношению к неодушевленным предметам и явлениям природы, когда они предстают вестниками гнева Божия. Но в собственном и узком смысле это слово в Библии обозначает личные, духовные существа, сотворенные Богом, которые возвещают людям Божью волю и исполняют на земле Его веления. Под влиянием иудаизма, а затем и христианства вера в ангелов получила широкое распространение. При этом христианство настаивает, что небесные духи были созданы Богом прежде человека, чтобы служить вестниками и исполнителями его воли, присутствуют повсюду в мире. Ангелы как разумные твари наделены безусловной свободой воли. Бесчисленные на небе, они составляют непрерывно восхваляющую Бога свиту, разбитую на иерархические девять хоров, ведут счет добрым и дурным деяниям людей. В важные моменты ангелы являлись ветхозаветным пророкам и священникам. Однако в книгах до Вавилонского плена учение об ангелах еще не имеет достаточной ясности. Там ангел иногда называет себя Богом; вестник то отличается от Яхве, то сливается с ним. Некоторая неопределенность библейского учения об ангелах объясняется своеобразным взглядом Библии на отношение ангелов к Богу и к людям: ангел в верованиях еврейского народа и в его культе не имеет самостоятельного значения. Ангелы там – не боги и не полубоги, а только слуги и исполнители воли Яхве. О них человек знает настолько, чтобы признать их вестниками Божества и в вестях признать Божественное повеление. Посланный говорит во имя Пославшего, поэтому о словах ангела говорится как о словах Бога. Со временем учение об ангелах в Библии становится более подробным. На некоторых библейских текстах основана вера в существование у каждого человека особого ангела, помогающего ему найти правильный путь и следовать по нему. Это добрый ангел, или ангел-хранитель, сопровождает душу умершего в рай. Ангел-хранитель – это своего рода религиозный образ индивидуального сознания. Так, например, когда Господь явился Аврааму, то он увидел трех лиц, а в дальнейшем рассказе эти лица выступают то как несколько, то как одно. Два из них отправились в Содом для спасения Лота, и они называются ангелами, а одно остается с Авраамом и называется Господом. Так же Бог или ангел Божий явился Моисею в горящей купине, и св. Стефан, напоминая об этом событии, называет явившегося Моисею то Богом, то ангелом. В Ветхом Завете ангелы часто являются людям: Агари дважды являлся ангел в пустыне и говорил с ней; ангелы предсказали Аврааму рождение Исаака и вывели Лота из Содома; ангел воспрепятствовал Аврааму принести в жертву своего сына; Иаков, заснув, видел ангелов, которые во множестве восходили до неба по лестнице и сходили с нее; ангел с мечом в руке обещал Иисусу Навину сражаться вместе с ним и т.д.

 



 
PR-CY.ru