АНАФОРА

АНАФОРА (от греч. – возношение) – центральная часть литургии, евхаристическая молитва, знаменующая собой пресуществление хлеба и вина в Плоть и Кровь Христовы. Начинается после пения символа веры. Литургические чинопоследования в христианстве различны, однако все анафоры обязательно состоят из префании (вступительная часть – благодарение Бога за искупление, совершенное Христом), эпиклесиса (призывание нисхождения Святого Духа на евхаристические дары – хлеб и вино – и участников литургии), тайноустановительных слов Иисуса Христа (повествование об установлении евхаристии Христом), анамнесиса (воспоминание смерти и Воскресения Спасителя, а также напоминание о его втором пришествии), приношения Богу святой жертвы (когда собравшиеся посвящают себя Богу, принося Ему, таким образом, жертву), ходатайственных молитв об усопших и живых, а также прославление Богородицы и святых и доксолога (заключительное славословие триединого Бога, завершающееся коллективным произнесением слова «Аминь»). Появление анафор относят ко II–III вв. Самой ранней считается анафора римского пресвитера Ипполита. Со временем сложились три основных типа анафор: александрийско-римский (римского канона латинского, коптского и эфиопского обрядов), западносирийский (в яковитской церкви, амвросийском, мосарабском, галликанском обрядах) и восточносирийский (византийские анафоры Иоанна Златоуста и Василия Великого, анафора армянского обряда). Порядок частей в разных чинопоследованиях неодинаков. В католицизме вплоть до второго Ватиканского собора существовала лишь одна анафора, хотя и допускалась определенная вариативность ее текста. Послесоборная литургическая реформа увеличила количество анафор до 4-х, называя их с этого времени «евхаристическими молитвами». В православии (восточносирийский тип анафоры) при сохранении примерно одинакового текста анафоры совершается в рамках «персональных» литургий – Иоанна Златоуста и Василия Великого, а также (локально) в рамках литургии апостола Иакова (антиохийский патриархат) и литургии апостола Марка (александрийский патриархат). Иногда в православии анафорой называют также покрывало, которым священник накрывает часть священных сосудов – блюдо с частью просфоры (дискос) и чашу с вином (потир).

 
PR-CY.ru