АНАФЕМА - Страница 2

В дальнейшем анафема часто провозглашалась соборами и папами; действие ее состояло в отчуждении от «Тела Церкви», и так как вне Церкви не могло быть спасения, то анафема была равносильна осуждению на вечные муки, если грешник не откажется вовремя от своих заблуждений. В Средние века анафема означала великое отлучение в отличие от экскоммуникации, или малого отлучения. Христианскими богословами особенно подчеркивается, что анафема – это не магический ритуал насылания бедствий на голову непокорных, а юридическая констатация факта, что данное лицо больше не принадлежит какой-либо христианской церкви, не может выступать от имени ее верных членов, пользоваться ее покровительством и защитой, в том числе мистическими. Преданный анафеме человек не вправе принимать участие в церковных таинствах, присутствовать на богослужениях и т.д. Однако существует отлучение от церковного общения и без анафемы (наложенная на грехи епитимья). Поэтому церковь рассматривает анафему двояко: как формально-дисциплинарный метод (лишение человека права церковного общения) и духовную составляющую (потеря Божественной благодати, обрести которую можно только через таинство покаяния). Тем не менее, анафема не лишает людей пути к спасению. С раскаявшихся и отказавшихся от ложных, с точки зрения церкви, воззрений анафема снимается, восстанавливается полнота их пребывания в церкви, они могут вновь приступить к таинствам. Единственное исключение – для бывших священнослужителей: свой прежний сан они вернуть не смогут. Смысл анафемы в церкви не в том, чтобы наказать человека, а в том, чтобы удержать неразборчивого в духовном плане верующего от опасного увлечения лжеучениями. Католическая церковь в 1983 г. приняла Кодекс канонического права, согласно которому термин «анафема» католиками больше не используется. Тем не менее, Конгрегацией по вопросам вероучения периодически выносятся негативные суждения о конкретных лицах и о конкретных направлениях религиозной мысли, что, по сути, равнозначно преданию анафеме. Так, на втором Ватиканском соборе все противники папской непогрешимости были преданы анафеме. Русская православная церковь анафему не объявляла с 1917 г., чтобы не усугублять и без того сложное положение церкви, но в 1994 г. также высказалась об анафеме как о самовольном отпадении от церкви. Так, в 1997 г. были преданы анафеме священник Глеб Якунин и монах Филарет (Денисенко), обвиняемые в раскольнической церковной деятельности, а последний – еще и в святотатственных «богослужениях» и ложной хиротонии, на которую не имел благословения Церкви. В Акте отлучения от церкви заявляется: «Да будет он анафема пред всем народом».



 
PR-CY.ru