АНАСТАСИЙ Синаит

АНАСТАСИЙ Синаит (640–700 гг.) – святой, один из выдающихся писателей-богословов греко-восточной церкви. Известно, что в молодости он получил хорошее богословско-философское образование, был иноком Синайской обители и долго путешествовал по Сирии, Палестине и Египту для борьбы с различными еретиками: монофизитами, северианами, феодосинами и т.д., примыкавшими в своих учениях к ереси Евтихия. Антиохийским патриархом он не был, вопреки мнению некоторых западных ученых. Главный полемический труд Анастасия Синаита – «Путеводитель» (т.е. наставник, руководитель жизни). Это – опыт руководства для борьбы с еретиками. В каждой из 24-х глав опровергаются те или иные неправильные мнения и высказываются наставления, как охранять свою душу от софистических тонкостей монофизитской диалектики. Из экзегетических трудов (толкования Священного Писания) Анастасия Синаита первое место занимает «Изъяснение шестоднева» в 12-ти книгах. В греческом оригинале известна только последняя из них, а остальные – в латинском переводе. Весь его шестоднев толкует исключительно в отношении к Христу и Его Церкви, в судьбах которой он находит аллегорическое проявление и осуществление величайшего творческого акта. Сочинение заканчивается гимном в честь Евы, которая, по мнению писателя, была первым прообразом Церкви. В обширном сочинении «Вопросы и ответы» предложено толкование различных мест Священного Писания по вопросам догматического и нравоучительного характера. Известный ученый К. Крумбахер в своей «Истории византийской литературы» высказал сомнение относительно принадлежности Анастасию Синаиту этого сочинения во всем его объеме, т.к. здесь цитируются писатели, жившие после него, например, Константинопольский патриарх Никифор (IX в.), а в некоторых рукописях это сочинение приписывается Никейскому архиепископу Анастасию. Несомненно, однако, что, по крайней мере, основа «Вопросов и ответов» принадлежит именно Анастасию Синаиту. Некогда это сочинение пользовалось большим уважением. В IX в. оно было переведено с небольшими сокращениями на славянский язык и  вошло в состав сборника, составленного для болгарского царя Симеона, а в XI в. списанного для русского великого князя Святослава и известного под названием «Изборника». Из других сочинений Анастасия Синаита известны «Слово о святом собрании и о том, что не следует судить и злопамятствовать», «Слово об усопших», «Беседа на шестой псалом», беседа о зловредности клеветы и хулы и другие беседы гомилетического назидательного характера (гомилетика – пастырское богословие, излагающая принципы церковного проповедничества). Некоторые его сочинения известны лишь в отрывках или только по названиям. Так, известно, что против монофелитов Анастасий Синаит написал три небольшие сочинения, из которых третье излагает историю монофелитской ереси после Шестого Вселенского собора (680 г.). Отрывки из не сохранившегося в полном объеме его сочинения «Против ариан» изданы в греческой патрологии Миня.

 
PR-CY.ru