Словарь по христианству А АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ПРАВОСЛАВИЕ - Страница 11

АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ПРАВОСЛАВИЕ - Страница 11

Русская старообрядческая традиция альтернативного православия делится на две основные группы – поповскую и беспоповскую. К первой относятся Белокриницкая иерархия (Русская православная старообрядческая церковь), подразделяется на окружников и неокружников; бывшие беспоповцы (Древлеправославная церковь – патриархия Московская и всея Руси) и отделившаяся от нее епископия Курская; иногда к этой группе относят единоверцев, состоящих под юрисдикцией иерархии разных «ветвей» новообрядчества. Число беспоповских толков и согласий значительно больше, наиболее крупные из них: часовенные (разделены на чувственников и духовнопонимающих), поморцы, нетовцы (Спасово согласие – поющие и «глухие»), самокресты, федосеевцы (московские и казанские), бегуны (отчасти смыкаются с истинно-православными христианами странствующими), филипповцы, лужковцы. Достаточно обширна украинская традиция альтернативного православия, крупнейшим представителем которой является Украинская православная церковь Киевского патриархата, объединяющая рекордное в мире число приходов альтернативного православия – более 4 тыс. (из них 10 на территории России). К этой традиции также принадлежат Украинская автокефальная православная церковь (разделена на несколько иерархических групп), Украинская соборно-правная церковь и ряд более мелких автокефальных групп (по разным оценкам, общая численность самостоятельных украинских иерархий колеблется от 5 до 8). Три ветви имеет Белорусская автокефальная православная церковь, представленная в основном в среде белорусской эмиграции в США, Канаде, Великобритании и Австралии. Наиболее обширной и юрисдикционно раздробленной является греческая традиция альтернативного православия, ряд «ветвей» которой представлен и на территории России. Крайне правый фланг в этой традиции занимают «матфеецы» (по имени основателя иерархии – епископа Вресфенского Матфея, ум. в 1950 г.), которые разделены на Синод истинно-православных христиан Греции под председательством архиепископа Андрея (см. выше), Синод истинно-православных христиан Кипра под председательством митрополита Спиридона и самостоятельную «группу пяти митрополитов». Более умеренными являются «хризостомовцы» (по имени митрополита Хризостома Флоринского, ум. в 1956 г.), которые восстановили свою иерархию в начале 1960-х гг. с помощью РПЦЗ. Помимо основного синода во главе с архиепископом Хризостомом Вторым (Киусис) к этому направлению принадлежат юрисдикционно обособившиеся синоды митрополита Каллиника Ламийского, архиепископа Максима (ум. в 2000 г.), митрополита Григория и Святая православная церковь в Северной Америке («Бостонский синод»). Либеральный фланг греческого альтернативного православия представлен «Синодом противостоящих» митрополита Киприана (Куцумбы), который имеет в подчинении полуавтономные структуры в Западной Европе, США и Болгарии. Генетически связаны с альтернативным православием греческой традиции Французская православная церковь (во главе с митрополитом Фотием), Португальская православная церковь (митрополит Иоанн) и Миланский синод (митрополит Евлогий). К альтернативному  православию греческой традиции принадлежит ряд групп (с епископами и без них), которые в греческой литературе именуются «анархическими»: дорофеевцы, иоакимовцы, группы Афанасия Посталаса, Акакия Мускоса и др., отдельные монастыри (например, Эсфигмену на горе Афон и женский монастырь под Козани в Македонии). Церкви альтернативного православия других национальных традиций немногочисленны: в  Грузии представлены 4 группы общин; в Румынии – 5; в Болгарии – 4; в Сербии –1; в Македонии – 1; в Черногории – 1. Таким образом, общее количество самостоятельных юрисдикций альтернативного православия в современном мире оценивается примерно в 50–70, число их приходов и общин – в 12–15 тыс., а число последователей – в 30–50 млн. чел. Это весьма значительная доля от общего числа православных. К квазиправославным группам, связывающим себя с «катакомбной традицией», но по ряду признаков являющихся новыми религиозными движениями, можно отнести Православную церковь Божией Матери «Державная» («Богородичный центр») и Церковь откровения Иоанна Богослова, разделившуюся на группу Лазаря Каширского и группу Иоанна Голошубова. См. также Автокефальная церковь, Апостольская православная церковь, Белокриницкая иерархия (Русская православная старообрядческая церковь), Древлеправославная церковь, Единоверческая церковь, Истинно-православная церковь – Московская митрополия, Истинно-православные христиане странствующие, Катакомбное движение, Македонская православная церковь, Новые религиозные движения, Православная российская церковь, Российская православная автономная церковь, Российская православная кафолическая церковь, Русская православная церковь, Русская православная церковь заграницей, Русская православная церковь в изгнании, Старостильные церкви, Украинская православная церковь Киевского патриархата.



 
PR-CY.ru