АЛЬБЕРТИ Леон Баттиста - Страница 3

Однако эти закономерности рассматривались Альберти как проявление законов природы, поэтому через беседы проходит мысль о необходимости для человека не отказываться от доблести даже тогда, когда он осознает бессилие перед фортуной. Нотки пессимизма в творчестве молодого Альберти возникали в результате соотнесения гуманистического идеала «божественного человека» с современной ему общественной действительностью. Но так как в середине XV в. кризис индивидуалистического гуманизма еще не обозначился, то противоречия между жизнью и идеалом порождали у Альберти не желание бежать от действительности, а настойчивое стремление поставить гуманистический идеал на широкую, традиционно народную почву и преодолеть противоречие между  индивидуальной свободой и объективной необходимостью путем познания законов природы. Именно в этом смысл обращения Альберти к народному языку и искусствам-ремеслам, характеризующий второй период его творчества. В 1434-1445 гг. в свите папы Евгения IV Альберти побывал во Флоренции, Ферраре, Болонье. Во время длительного пребывание во Флоренции, он завязал дружеские отношения с основоположниками ренессансного искусства – Брунеллески, Донателло, Гиберти. Здесь им были написаны его трактаты о скульптуре и живописи, а также его лучшие гуманистические сочинения на итальянском языке – «О семье», «О душевном спокойствии», которые сделали его общепризнанным теоретиком и ведущей фигурой нового художественного движения. Многократные поездки по городам Северной Италии также немало способствовали пробуждению у него живого интереса к разнообразной художественной деятельности. Альберти обращается к народному языку, к народной художественно-технической культуре, что было проявлением его демократического гуманизма. Это укрепляло его доверие к природе, а представление о внутренней гармонии человека связывалось у него с красотой в изобразительном искусстве, которая рассматривалась им как отражение  закономерностей противостоящего человеку мира. Трактаты Альберти об искусстве были внутренне связаны с его нравственно-философскими сочинениями и давали ответы на концептуальные вопросы о природе человека, о цели его деятельности, о нравственно-эстетическом смысле подражания природе. Судьба не рассматривалась больше Альберти как слепая, непобедимая сила. Природа для него значила больше, чем общество, или, точнее, включала его в себя. Путь к оздоровлению общественной жизни он видел не в перестройке государства, а в укреплении семьи. Внутренняя гармония достигалась в произведениях Альберти ценой игнорирования наиболее острых идеологических противоречий века, ослабления гражданского пафоса и несколько анахронической идеализации флорентийского «жирного народа». Вернувшись в Рим, Альберти с новой энергией возобновил свои штудии античной архитектуры и в 1444 г. приступил к составлению трактата «Десять книг о зодчестве». К 1450 г. трактат вчерне был закончен и два года спустя в более выправленной редакции – той, которую известна сегодня, – был дан на прочтение папе Николаю V. Альберти, поглощенный в дальнейшем своими проектами и постройками, оставил свое сочинение не вполне законченным и более к нему не возвращался. Первые архитектурные опыты Альберти обычно связываются с его двукратным пребыванием в Ферраре, в 1438 и 1443 гг. Находясь в дружеских отношениях с Лионелло д,Эсте, ставшим в 1441 г. маркизом Феррарским, Альберти консультировал сооружение конного памятника его отцу, Никколо III.

 



 
PR-CY.ru