АЛТАРЬ - Страница 2

С IV в. алтарь стал огражденным местом – в знак его особой святости. Православная церковь почитает алтарем восточную часть храма с престолом, отделенную от средней части храма иконостасом. Внутренняя часть алтаря закрывается завесой. В православном храме левая, от молящихся, часть алтаря содержит жертвенником. В центре алтарной композиции – престол. В правой части – сосудохранительница. В католической и протестантской традиции алтарем является только престол. Такие различия в устройстве святилища связаны с тем, что в православной традиции алтарь (престол) – это место Божественного Присутствия. Католики же, согласно догмату о filioque, не придают мистического значения обособленности алтарной части храма, поэтому вместо иконостаса в католических храмах – декоративная стенка. В храмах романского стиля алтарь представляет собой продолговатый стол с каменной доской и перекинутой над ним сенью (балдахином, tabernaculum). Главный алтарь воздвигался посредине восточной стороны храма, на возвышении, а другие ставились в боковых приделах и криптах. В готических храмах алтари изготовлялись из дерева и богато украшались резьбой, живописью и позолотой. Особенно характерны в готике створчатые алтари, заполненные внутри раскрашенными рельефными фигурами библейских лиц и святых и расписанные снаружи живописью. С возникновением барокко алтари стали украшаться с особой пышностью колонками, скульптурными изображениями, живописью, инкрустациями из драгоценных камней и металлов и дорогими золототкаными материями. Главное алтарное изображение состоит обыкновенно из распятия; по его бокам светильники, по шести на каждой стороне, по числу апостолов. Алтарь покрыт покрывалом (palla) из белого полотна, иногда украшенного тонкими вышивками. В лютеранских храмах алтари в значительно степени сохранили форму католических. Реформатская церковь вернулась к алтарю в виде простого стола для причастия первых времен христианства. В Западной церкви с VIII в. были введены переносные алтари (иногда в форме складня) для совершения евхаристии во время походов. В храмах Восточной церкви в алтаре, т.е. в возвышенной части храма, обращенной на восток и отделенной от остальной части храма иконостасом, находится престол для совершения таинства евхаристии, жертвенник, на котором приготавливаются Святые Дары (проскомидия), кафедра епископа, места для пресвитеров, ризница. Ограда (иконостас) изготавливается из дерева, камня или металла и представляет собой решетчатую или сплошную стенку, украшенную колонками, резными или скульптурными работами и изображениями святых. Она имеет три входа или двери, завешанные особыми завесами. По учению православной церкви, алтарь знаменует собой горний мир, где обитает Бог, а также место, откуда Христос шествовал на проповедь, где страдал и претерпел крестную смерть, где было Его воскресение и вознесение на небеса. Поэтому в алтарь могут входить одни священнослужители. В эпоху раннего христианства в алтарь не допускались ни женщины, ни мужчины. В дальнейшем запрет сохранился лишь для женщин – как напоминание о первом грехе Евы (исключением являлись инокини, их допускали в алтарь для поддержания чистоты). Мужчинам-христианам разрешалось входить в алтарь, но только в крайнем случае. Центральные, царские врата в алтарь могли быть также открыты для представителей высшей светской власти (даже для великих княгинь в императорской России).



 
PR-CY.ru