АЛЕКСИЙ (Алексей), человек Божий

АЛЕКСИЙ (Алексей), человек Божий – святой, сын знатного римлянина Евфремиана, жил во время папы Иннокентия I (402–416 гг.), один из самых почитаемых в православном мире святых. Сказание о нем начало складываться на христианском Востоке – в Сирии, затем получило широкое распространение в средневековой европейской агиографической традиции. Признанная ныне древнейшей сирийская версия жития повествует о том, как не названный по имени юноша из знатной и богатой римской семьи перед венчанием оставил свою невесту (так и не увидев ее), бежал из дома и сел на корабль, который доставил его в Селевкию Сирийскую. Оттуда он попал в Эдессу –  крупнейший город Северной Месопотамии. Там юноша раздал все свои деньги, оделся в рубище и поселился на паперти храма. Прибывшие в город слуги отца, посланные им на поиски сына во все концы света, не узнали юношу в убогом нищем. Проведя 17 лет в молитве и посте, он скончался в приюте для бездомных и был погребен в общей могиле. Вскоре после этого пономарь церкви, где подвизался святой, рассказал епископу историю жизни «человека Божия», которую тот поведал ему перед кончиной. Епископ велел с почестями перезахоронить мощи столь великого святого, но тело его чудесным образом исчезло из могилы, где нашли лишь жалкое погребальное рубище. Исследователи предполагают, что Житие о нем было написано, вероятно, на основе устного предания, во второй половине V – начале VI в. Ранее IX в. сирийское сказание получило известность в Константинополе (возможно, в связи с переселением туда сирийских монахов-акимитов), где появилась ранняя греческая версия жития. Именно ей, вероятно, пользовался преподобный Иосиф Песнописец (ум. в 886 г.), составляя канон святому, в котором впервые названо его имя – Алексий. Согласно этой версии, святой, стремясь укрыться от распространившейся в Эдессе славе о его праведной жизни, покинул город. Придя в Лаодикию, он сел на корабль, отправлявшийся в Тарс, но в пути был застигнут бурей и оказался в Риме. Поняв, что это знак Божий, он попросил пристанища в доме родителей (приводятся их имена: Евфимиан и Аглаида), но не открылся им. 17 лет он подвизался под видом нищего, пребывая в непрестанном посте и молитве, терпя издевательства от слуг и слыша рыдания матери и невесты (с которой, согласно этой версии, он успел обвенчаться до своего бегства). Почувствовав приближение смерти, святой подробно изложил на письме все, что с ним случилось. Прочитав оставленное им жизнеописание, родные предались безутешным рыданиям. Честные мощи по императорскому приказу были перенесены для поклонения в храм, и по всему городу начались чудесные исцеления. Согласно одной из гипотез, под Римом византийские агиографы могли подразумевать «Новый Рим» – Константинополь. На основе ранних сирийских и греческих житий была создана (вероятно, около Х в.) вторая сирийская версия, в которой механическое совмещение эдесского сказания с сирийским переводом византийского жития привело к «двойной смерти» святого: сначала в Эдессе, затем в Риме, в объяснение чего указывалось на чудо с опустевшей могилой (неизвестное в константинопольской традиции). В первой арабской версии сделана попытка согласовать обе традиции, убрав или сгладив заметные противоречия, в то время как вторая арабская редакция восходит исключительно к константинопольской версии и совершенно игнорирует первоначальную эдесскую. В Х в. появилось греческое переложение жития в сборнике Симеона Метафраста.

 



 
PR-CY.ru