АЛЕКСИЙ (Алексей), митрополит Московский - Страница 4

Слово «начальник» имело значение и близкое к современному, и, чаще, имело значение «зачинатель», «зачинщик». При одном толковании, можно предполагать, что в Москве было специальное учреждение, ведавшее общежительскими монастырями, которое возглавлял Иван Петровский. При другом толковании, получается, что именно Иван Петровский и был первым зачинателем «общежительских» монастырей в пределах Московской Руси. В самой Москве Алексий основал четыре новых монастыря: Чудов, Андроников, Алексеевский и Симонов. Затем монастырская колонизация двинулась на север и способствовала экономическому освоению края. Ученики Сергия Радонежского во второй половине XIV – начале XV вв. основывают несколько новых монастырей, самыми известными из которых стали Высоцкий в Серпухове, Саввино-Сторожевский в Звенигороде, Благовещенский на Киржаче, Кирилло-Белозерский и Ферапонтовский под Вологдой. Всего же, по подсчетам В.О. Ключевского, в конце XIV – в XV вв. возникло 27 пустынных и 8 городских монастырей. В то время как митрополит Алексий последовательно готовил победу на Куликовом поле и объединял все политические и духовные силы Руси, Константинополь продолжал политику разделения русской митрополии на две части. В 1375 г. из Константинополя, еще при живом Алексии, был прислан в сане митрополита Киприан, откровенно ориентировавшийся на Литву и далекий от интересов Москвы. Киприан получил титул митрополита Киевского и входивших в состав Литвы и Польши русских епископств, с перспективой занятия митрополичьей кафедры «всея Руси» после смерти престарелого Алексия. И здесь следует учитывать один очень важный момент. Митрополит Алексий понимал, что объединить все русские земли (в пределах Древнерусского государства) – задача нереальная в тех конкретно-исторических условиях. Поэтому он собирал тот кулак, который мог стать основой и для освобождения от ордынского ига, и для будущего нового возрождения Руси. Этим кулаком стали Северорусские земли, для которых смягчение ордынского ига или даже полное освобождение от него и было первостепенной задачей. Если бы Алексий придавал первенствующее значение задачам объединения митрополии «всея Руси» под своей властью, то он бы не смог решить главную проблему – объединения Северорусских земель для борьбы с Ордой. Поэтому митрополит Алексий и не противился самому факту разделения митрополии. В целом, духовная и политическая деятельность митрополита Алексия в значительной степени способствовала объединению сил Северной Руси накануне решающего сражения с татарами на Куликовом поле в 1380 г. Под мудрым руководством митрополита Алексия возрос государственный и полководческий талант московского князя Дмитрия Ивановича (1350–1389 гг.).

 



 
PR-CY.ru