АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ШКОЛА БОГОСЛОВИЯ

АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ШКОЛА БОГОСЛОВИЯ – в узком смысле – древнейшее христианское огласительное училище (дидаскалион) в г. Александрии, связывавшее свое появление с просветительской деятельностью апостола Марка и представлявшее так называемую катехизическую традицию, унаследованную затем в V в. Новоалександрийской школой, в частности Кириллом Александрийским. В широком смысле – это плеяда талантливых восточных богословов-катехетов II–IV вв., развивавших, в противовес рационализму Антиохийской школы, мистические и аллегорические (иносказательные) приемы христианской экзегезы, известные еще Филону Александрийскому. Подобно тому, как и у иудеев были низшие и высшие школы, так вскоре после апостольского времени такого же двоякого рода школы появились и у христиан. Низшие христианские школы должны были поддерживать дело христианской миссии и преподавать христианское учение верующим вместе с оглашенными, переходившими в христианскую религию из иудейства и язычества. Такие школы возникали везде, где только оказывалось значительное число обратившихся в христианство. Высшие школы для более глубокого изучения Священного Писания и истин веры сначала ограничивались просто наставлениями апостолов, епископов и апологетов. Подобно тому, как апостолы личными собеседованиями обучали наиболее одаренных лиц, предназначая их на иерархические и учительные должности, так и епископы сами или с помощью способных учителей преподавали наставления в Священном Писании, причем для более глубокого обоснования христианского учения пользовались и светскими науками, и философией. Такими были школа Иустина в Риме, школа Иринея в Галлии, школы в Кесарии, Иерусалиме, Сиде, Эдессе, Лаодикии, Антиохии, Низибии, Константинополе и Карфагене. Старейшим и самым знаменитым учебным заведением была школа в Александрии, которая, по свидетельству церковного историка Евсевия Кесарийского, «с древнейших времен существовала там для священных наук». Преподавание александрийские «дидаскалы» (учителя) делили на 3 цикла: математические и физическое дисциплины (в том числе музыка, астрономия, медицина), философия, богословие. Расцвет Александрийской школы богословия приходится на вторую половину III в. В разное время ее возглавляли: Пантен (бывший стоик), Климент Александрийский, Ориген, Иракл, Дионисий, Пиерий, Ахилл, Феогност, Серапион, епископ Александрийский Петр Мученик, Дидим Слепец, Родон. Выдающимся преподавателем был Ориген, на лекциях которого по светским наукам было много слушателей. Эти лекции он читал с той целью, чтобы всех так или иначе привести к вере во Христа. Несмотря на то, что представители христианства из предосторожности старались придать христианской религии вид философской системы, учителя и слушатели не всегда могли избежать яростных гонений со стороны языческой черни. Язычники нередко выгоняли слушателей из дома катехетов, в котором происходило преподавание, доносили на них начальству, из-за чего часто приходилось менять помещения, в которых жили учителя и собирались ученики. Определенных часов для преподавания, видимо, не было, но жилище катехенов всегда было открыто для всех. Такой принцип давал возможность привлекать для преподавания лучших и наиболее даровитых из слушателей. Так, Пантен привлек Климента, Ориген – Иракла. Выдающимися слушателями были: Григорий Чудотворец (Неокесарийский), Евссевий Кесарийский и Афанасий Александрийский.

 



 
PR-CY.ru