АНИЧКОВ Евгений Васильевич

АНИЧКОВ Евгений Васильевич (1866–1937 гг.) – историк литературы, прозаик. Родился в дворянской семье. Детство провёл в Тифлисе и Вильне, с 1878 г. жил в Санкт-Петербурге. В 1886 г. поступил на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета, где занимался историей литературы под руководством Александра Николаевича Веселовского. В декабре 1887 г. был исключён из университета за участие в студенческих беспорядках, в 1889 г. восстановлен. В 1892 г. закончил Санкт-Петербургский университет, затем преподавал английский язык в Киевском университете. С 1895 г. – приват-доцент Киевского университета, с 1901 г. –с заведующий кафедрой истории западной литературы. В 1901 г. принимал участие в создании русской Высшей школы общественных наук в Париже. С 1902 г. – приват-доцент Санкт-Петербургского университета, с 1903 г. профессор Психоневрологического института. В 1904 г. защитил докторскую диссертацию «Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян», за которую получил Уваровскую премию. В диссертации и других историко-литературных исследованиях Е.В. Аничков развивал идею о том, что языческие обряды имели практическое и бытовое значение, были напрямую связаны с земледельческим трудом и охотой славян. По его мнению, поэзия и искусство являются порождением магических культов. В 1900 гг. Е.В. Аничков принимал участие в революционном движении, несколько раз находился в тюремном заключении. 20 июня 1905 г. посвящён в масоны в парижской ложе «Космос». В конце 1900 – начале 1910 гг. был заметной фигурой в литературно-общественной жизни, участвовал в деятельности Общества ревнителей художественного слова, в литературно-артистическом кабаре «Бродячая собака», посещал собрания у Вячеслава Всеволодовича Иванова. Редактировал Полное собрание сочинений Николая Александровича Добролюбова (СПб., 1911–1913 гг., девять томов). Добровольцем принял участие в Первой мировой войне, в 1917 г. командирован с русским экспедиционным корпусом во Францию, затем – на Салоникский фронт, служил лейтенантом во французской армии. С 1920 г. – профессор Белградского университета, с 1926 г. – университета в Скопье. Е.В. Аничков написал большое число статей о русских и западных писателях, которые объединил в сборники «Литературные образы и мнения» (1904 г.) и «Предтечи и современники на Западе и у нас» (1910 г.); русским поэтам «серебряного века» посвятил книгу очерков «Новая русская поэзия» (1923 г.). Пробовал себя также в беллетристике: роман об Акире Премудром (не окончен), пьеса «Белокурая Сусанна» (не опубликована), роман «Язычница» (1932 г.). Е.В. Аничков участвовал в эмигрантском сборнике «Православие и культура» (1923 г.); в статье «На грани» утверждал, что после крушения старой русской культуры православная церковь является единственной основой для возрождения России. В книге «Христианство и Древняя Русь» (1924 г.) исследовал влияние христианства на русскую культуру, развитие литературы. В конце жизни занимался средневековыми религиозными течениями, в 1931 г. опубликовал на французском языке книгу об Иоахиме Флорском. Отдельные работы Е.В. Аничкова, написанные в эмиграции, остались в рукописи и хранятся в архиве Белграда, в частности, «Эстетика блаженного Августина».

 
PR-CY.ru