АПУХТИН Алексей Николаевич

АПУХТИН Алексей Николаевич (1840–1893 гг.) – поэт, прозаик. Из старинного дворянского рода. В 1852–1859 гг. учился в петербургском Училище правоведения, после окончания которого поступил на службу в Министерство юстиции. В 1862 г. уехал из Санкт-Петербурга в родовое имение Павлодар в Орловской губернии. В 1863–1865 гг. – старший чиновник особых поручений при орловском губернаторе. С 1865 г. до конца жизни жил в Санкт-Петербурге, отказавшись от карьеры чиновника и оставаясь номинально причисленным к Министерству внутренних дел. Первая публикация А.Н. Апухтина – стихотворение «Эпаминонд» (1854 г.), посвящённое памяти адмирала Владимира Алексеевича Корнилова. Стихи А.Н. Апухтина публиковались в журналах «Современник» (цикл «Деревенские очерки»), «Искра», «Гудок» и «Время». Высокую оценку им давали Афанасий Афанасьевич Фет, Иван Сергеевич Тургенев и Николай Алексеевич Некрасов. В 1862 г., желая сохранить творческую свободу и не принимая демократического направления в русской литературе, А.Н. Апухтин решил не печатать свои произведения. Перерыв, при котором поэтическая работа не останавливалась, продолжался больше 20 лет (только в 1872–1873 гг. в «Гражданине» появилось несколько стихотворений А.Н. Апухтина). С 1884 г. А.Н. Апухтина вновь эпизодически печатал поэтические и иногда прозаические произведения в «Вестнике Европы», «Русской мысли», «Русском обозрении». Его первый сборник «Стихотворения» появился в печати в 1886 г. и переиздавался с небольшими дополнениями при жизни автора в 1891 и 1893 гг. Среди тем лирики А.Н. Апухтина особое место занимали религиозные искания и сомнения, присущие А.Н. Апухтину с юности и до конца жизни. Впервые они выразились в стихотворении «Божий мир» (1856 г.), где 16-летний поэт с поразительной силой показал тщетность и бессмысленность человеческой жизни на земле – «жизнь пустую, путь прямой и дальний, / Пыльную дорогу – Божий мир печальный». О трагическом одиночестве Христа в безразлично-враждебном мире А.Н. Апухтин писал в стихотворении «Моление о чаше» (1868 г.). В стихотворении «Реквием» (конец 1860 гг.) он изобразил ничтожество человека перед великой загадкой Божия Промысла и молился о вечном покое ближнему. Наиболее полно религиозные воззрения А.Н. Апухтина выражены в поэме «Год в монастыре» (1883 г.), впервые опубликованной в «Русской мысли» (1885 г., №1). В поэме отразились детские воспоминания А.Н. Апухтина о поездках в Оптину пустынь и впечатления от посещения Валаамского монастыря в 1866 г. Сюжетная канва поэмы: молодой человек, слабовольный, воспитанный в светском обществе, из-за неудачной любви убегает под кров «обители мира, смерти и забвенья» – в монастырь. В течение года в душе юноши идёт борьба; резкие переходы от смирения и самоосуждения к почти богохульству приводят героя к тяжёлой болезни, но достаточно всего пяти строк письма возлюбленной для принятия окончательного решения – бежать из монастыря. Таким образом, по мнению А.Н. Апухтина, в монастырской келье нет спасения от мирских соблазнов, плотской любви, светской пустоты, тоски и сомнений. Всё это должен терпеливо сносить в земном мире человек, не имеющий сильной и глубокой веры. В прозе А.Н. Апухтин использовал эпистолярную и дневниковую форму, как и в поэзии тяготея к лирическому повествованию от первого лица. В повестях «Архив графини Д**» и «Дневник Павлика Дольского» он показал пустоту светской жизни и искусственность ценностей, принятых в высшем обществе. Религиозно-нравственному осмыслению смерти посвящён рассказ «Между смертью и жизнью». Как в поэзии, так и в прозе А.Н. Апухтин изображал сложные душевные переживания, среди которых выбор между верой и безверием имел важное значение для характеристики лирического героя.

 
PR-CY.ru