АННУРИАНСКИЙ РАСКОЛ

АННУРИАНСКИЙ РАСКОЛ, Аннорианский, Толлиурский – разделение в среде индийских христиан-яковитов, возникшее в конце XVIII в. Яковиты Малабара были вынуждены противостоять как деятельности римско-католических миссионеров, так и попыткам несторианских католикосов вернуть христиан Индии под свой омофор. Положение усугублялось ещё и тем, что индийские яковиты подолгу были лишены епископского возглавления. В 1751 г. для нормализации церковной жизни в Индии яковитский Антиохийский патриарх Игнатий Гервасий III (Игнатий XXVIII) направил в Малабар епископов Мар Василия, получившего титул митрополита Малабарского (ум. в 1753 г.), Мар Григория (ум. в 1773 г.) и Мар Ивания (ум. в 1794 г.) в сопровождении хорепископа Георгия и двух священников. У прибывших из Сирии епископов возникли серьёзные разногласия с руководством местной яковитской общины, которую возглавлял Мар Фома V. При посредничестве голландских властей было достигнуто соглашение, по которому все хиротонии должны были совершаться Мар Василием с согласия Мар Фомы, а местные церковные обычаи должны были оставаться неизменными. Мар Фома V умер в 1760 г., так и не получив епископской хиротонии от присланных Антиохийским патриархом архиереев. Преемником он оставил Мар Фому VI, собственного племянника. Хотя тот и был рукоположён яковитскими епископами под именем Мар Дионисий, отношения в руководстве церкви оставались сложными. Недовольный деятельностью Дионисия, Мар Григорий, фактический глава церкви после смерти Мар Василия, 28 ноября 1772 г. рукоположил во епископа под именем Мар Кирилл I одного монаха из рода Каттуманогатт, распорядившись при этом, чтобы после его смерти все полномочия Дионисия перешли к Кириллу. После смерти Мар Григория Дионисий и Иваний выразили 2 июля 1774 г. протест в отношении этой неканонической хиротонии, которая была совершена без согласия церкви, и потребовали от Кирилла подчиниться Мар Дионисию. Голландские власти Кочина, первоначально признавшие хиротонию Кирилла, отказали ему в поддержке, и тот был вынужден бежать в Аннур (Толлиур), находившийся под контролем англичан. Местные яковиты приняли Мар Кирилла I, и в 1794 г. он рукоположил во епископа своего брата под именем Мар Кирилл II и объявил его своим преемником. Так на севере Малабара возникла независимая Толлиурская церковь, состоявшая всего из одной епархии, особенностью которой является то, что каждый её епископ после своей хиротонии избирает и рукополагает себе преемника. Толлиурская церковь, сыгравшая существенную роль в истории индийского христианства, существует до сего дня и объединяет около 3 тыс. верующих.

 
PR-CY.ru