«АНТИМАРКИОНОВСКИЕ ПРОЛОГИ»

«АНТИМАРКИОНОВСКИЕ ПРОЛОГИ» – краткие анонимные предисловия к Евангелиям от Марка, Луки и Иоанна (пролог к Евангелию от Матфея считается утерянным); один из ранних источников, отражающих традиционную точку зрения на авторство канонических Евангелий, обстоятельства и цели их написания. Исследователи не исключают, что изначально были написаны на греческом языке, но сохранились только в ряде латинских библейских рукописей (середина V – XI вв.), на греческом – только к Евангелию от Луки в единственной рукописи (X/XII в.). Название «Антимаркионовские прологи» этим текстам дал в 1928 г. Д. де Брюйн, который, проанализировав рукописи, пришёл к заключению, что «Антимаркионовские прологи» возникли в Риме во второй половине II в. н.э. (до Иринея Лионского, около 160–180 гг.) и были написаны одним автором для опровержения ереси Маркиона, который издал сокращённый канон Нового Завета. Кроме того, утверждалась зависимость другой группы анонимных предисловий к Евангелиям, так называемых монархианских прологов (аргументов; около IV в.), от латинского перевода «Антимаркионовских прологов». С выводами, сделанными Д. де Брюйном, согласились многие учёные (например, Адольф фон Гарнак, Х. Лицман и др.). В результате «Антимаркионовские прологи» как «древнейшие свидетельства о синоптических Евангелиях» были внесены в синопсисы, изданные A. Хуком – Х. Лицманом и Куртом Аландом. В более поздних исследованиях эта точка зрения подверглась критике: был отвергнут вывод об антимаркионовской направленности «Антимаркионовских прологов» (за исключением пролога к Евангелию от Иоанна, в котором утверждается, что апостол Иоанн диктовал своё Евангелие Папию (впоследствии епископу Иерапольскому) и осуждал Маркиона), их литературной целостности и датировке второй половиной II в.; согласно этому мнению, «Антимаркионовские прологи» возникли во второй половине IV в., зависят от монархианских прологов. С уверенностью исследователи говорят, что пролог к Евангелию от Луки существовал независимо от других, что следует из упоминания в нём Евангелия и Откровения апостола Иоанна Богослова и других писаний. Кроме того, он отличается по стилю и объёму от прологов к Евангелиям от Марка и от Иоанна.

 
PR-CY.ru