Словарь по христианству А АКАФИСТ - Страница 2

АКАФИСТ - Страница 2

Великому акафисту в нынешнем его виде предпослан зачин-проимий (от греч. – вступление), который зачастую именовали также кукулием ( от греч. – капюшон), поскольку он как бы окутывал собой нижеследующие 24 строфы: 12 больших и 12 меньших икосов, чередующихся в шахматном порядке и последовательно начинающихся с каждой их 24 букв греческого алфавита. Большие по размеру икосы состоят из двух частей, первая из которых повторяет метрику парного краткого икоса, а вторая образована 12-ю обращенными к Богородице приветствиями-хайретизмами. Сегодня большинство гимнологов и литературоведов-визинтинистов склоняются к мысли, что Великий акафист возник во временном интервале между 431 и 634 гг. как произведение нескольких гимнографов. Последующее развитие поздневизантийской акафистографии тесно связано с именами константинопольских патриархов Исидора Бухираса (1341–1349 гг.) и Филофея Коккина (1353–1354 и 1364–1376 гг. правления). Первоначальные греческие акафисты уже в начале XV в. получили признание в среде русского монашества, о чем свидетельствует «Канонник» 1407 г. Кирилла Белозерского. В досинодальную эпоху истории Русской православной церкви уже были известны и самобытные славянские акафисты, возникшие на русской почве, иногда даже не имевшие византийских аналогов, как, например, Сергию Радонежскому (творение Пахомия Логофета), Московским патриархам Петру, Алексею и Ионе (XVII в., редкий, анонимный), Григорию Пельшемскому (XVII в., утрачен), Алексию, человеку Божию (1710-е гг.), Савве Крыпецкому (составлены в середине XVI в.). Расцвет самобытного русского акафистографического творчества пришелся на второй этап синодального периода истории церкви: в 1840–1910-е гг. наблюдался всплеск творческой активности русской православной интеллигенции. Общее число изданных новонаписанных акафистов составляло на 1901 г. (по подсчетам А.В. Попова) 157/158, а не одобренных цензорами – от 291 до 304. В 1930–1980-е гг. акафисты в СССР сочинялись, но не печатались – инициативу перехватили русские эмигрантские общины. С активизацией канонизационного процесса Русской православной церкви возросла и роль отечественных акистографов. Например, в 1988 г. архимандритом Макарием (Веретенниковым) была написана служба с акафистом святителю Макарию, митрополиту Московскому, тогда же получил хождение акафист Ксении Петербургской, а в 1990 г. – акафист Иоанну Кронштадтскому. После 1991 г. был создан акафист Патриарху Московскому и всея Руси Тихону. В современной России и ближайшем зарубежье повсеместно издаются различные тематические акафистники (сборники акафистов): «Акафисты на каждый день седмицы», «Редкие акафисты Киево-Печерской лавры», «Акафисты двунадесятым праздникам», «Акафисты Пресвятой Богородице» (в 4 кн.), «Акафисты Святой Пасхе и двунадесятым праздникам» и др.



 
PR-CY.ru