АКАДЕМИИ ДУХОВНЫЕ - Страница 3

Ученики набирались из духовного сословия, из дворян и разночинцев; особенно на первых порах их социальное положение было разнообразным. В числе учеников были князья Одоевские, Голицыны и другие. Самые способные проходили обучение за 12–13 лет, иные – за 15 едва достигали философского класса; бывали случаи, когда обучение длилось по 20 и более лет, и в одном классе оставались по 10 лет. Здесь получили образование митрополит Платон (Левшин), князь А.Д. Кантемир, М.В. Ломоносов, Костров; отсюда воспитанники часто вызывались в Петербург в гимназию и университет при Академии наук. Наилучшим периодом для академии были 1775–1814 гг.: материальные средства были усилены, содержание наставников улучшено, для учеников была устроена бурса. Побеги и укрывательства учеников от обучения прекратились. Ряд проповедников и ученых, вышедших из этой академии, находившейся под протекторатом митрополита Платона, свидетельствует о ее благополучии в то время. В 1812 г. академия была переведена в Николо-Перервинский монастырь, а в 1814 г. она была преобразована и переведена в Троице-Сергиеву лавру; с тех пор ее жизнь текла в общих условиях с другими академиями. Она имела свой журнал, выходивший первоначально 4 раза в год под названием «Прибавления к творениям святых отцов», а в 1892 г. он был преобразован в ежемесячный и получил название «Богословский вестник». В 1919 г. академия была закрыта, а в 1946 г. снова открылась в стенах Троице-Сергиевой лавры.

В) В 1721 г. по повелению Петра I новгородским архиепископом Феодосием (Яновским) при Александро-Невском монастыре была учреждена славянская школа для обучения азбуке, письму, псалтыри, арифметике, грамматике и толкованию евангельских блаженств. Находясь вблизи высшей центральной духовной и светской власти, эта школа, под влиянием запросов, вызванных петровскими реформами, быстро развивалась. В 1726 г. она была переименована в славяно-греко-латинскую семинарию (1726–1788 гг.). Ученики набирались из разных сословий; число их доходило до 100; они писали и произносили проповеди, упражнялись в диспутах; выходили иногда в русские миссии за границей, в университет при академии наук, в коллегию иностранных дел, в комиссию об учреждении народных училищ в России, в главное народное училище. Из воспитанников этого периода особенно известны Степан Румовский и Григорий Теплов. В 1788 г. семинария переименована в главную семинарию (1788–1797 гг.), куда вызывались лучшие воспитанники из других семинарий для приготовления к преподавательскому званию. Круг предметов преподавания был расширен. Семинария помещалась в корпусе близ церкви св. благоверного князя Феодора в Александро-Невском монастыре. Среди префектов и учителей этого времени были М.М. Сперанский, И.И. Мартынов, П. Словцов и другие. В 1797–1809 гг. семинария именовалась Александровской академией. Епархиальным архиереям предписывалось присылать в академию через каждые два года лучших учеников, по два человека. Главными попечителями этой академии были митрополиты Гавриил (Петров) и Амвросий (Протасов), а среди профессоров выделялся Евгений Болховитинов (впоследствии Киевский митрополит). В 1809 г. была образована Санкт-Петербургская духовная академия. С 1821 г. она издавала ежемесячный журнал «Христианское чтение», а с 1875 г. – еженедельный «Церковный вестник». В приложениях к «Христианскому чтению» напечатано много крупных богословских и церковно-исторических трудов. При академии была значительная библиотека с ценным отделом рукописей, особенно много поступивших из новгородского Софийского собора (1575 рукописей) и Кирилло-Белозерского монастыря (1355 рукописей). В 1879 г. при академии был устроен музей.

 



 
PR-CY.ru