АКАДЕМИИ ДУХОВНЫЕ - Страница 2

Богословие с 1759 г. преподавалось по системе Феофана Прокоповича, риторика – по методике М.В. Ломоносова, остальные предметы, главным образом, по иностранным методикам. Учебным языком была латынь. Внешнее благосостояние академии на первых порах было незавидным: студенты, число которых доходило до 500, отчасти содержались на монастырские средства, отчасти сами собрали по городу пожертвования деньгами, пищей и дровами. Перед праздником Рождества Христова и Пасхи они ходили со звездой, вертепом и райком, в летнее время странствовали группами по разным местностям, чтобы пением кантов, представлением драм, трагедий и комедий, произнесением стихов и речей, отправлением служб в приходских церквах добывать себе пропитание. Киевская академия XVII–XVIII вв. имеет важное значение в истории русского просвещения: она была первым высшим учебным учреждением в России. Здесь получали образование дети не только духовенства, но и других сословий. Только в середине XVIII в. она постепенно стала превращаться в специальное сословное духовно-учебное заведение. Из нее вышли Феофан Прокопович, Стефан Яворский, Димитрий Ростовский, Феофилакт Лопатинский, Арсений Мацеевич и многие другие видные государственные и общественные деятели, например, граф П.В. Завадовский и князь Потемкин. Ее воспитанники становились и учредителями школ, и первыми в них учителями. Некоторые из воспитанников академии завершали свое образование за границей, многие поступали в Московский университет (с 1755 г.), в медико-хирургические училища. В начале XIX в. академия сильно пострадала от пожара (1811 г.) и некоторое время была закрыта. Она имела ученый журнал «Труды Киевской духовной академии», где печатались переводы сочинений отцов церкви, преимущественно западных, и оригинальные статьи.

Б) В декабре 1685 г. по рекомендации Иерусалимского патриарха Досифея и по благословению Московского патриарха Иоакима греческими монахами-богословами Софронием и Иоанникием Лихудами в Москве также была основана духовная школа, находившаяся сначала в Богоявленском, а затем в Заиконоспасском монастыре. В ней преподавались грамматика, пиитика, логика и физика на латинском и греческом языках. Это была славяно-греко-латинская академия в зародыше, со схоластическим направлением преподавания. Период деятельности братьев Лихудов в школе продолжался до 1694 г., когда они были обвинены в корыстолюбии и определены для занятий в московской типографии. Начатое ими дело продолжали их ученики Федор Поликарпов и Николай Семенов. С переходом школы в ведение Палладия Роговского академия склоняется к западному просвещению и остается такой до 1775 г. Руководитель школы получил образование на Западе и был некоторое время униатом; характеру его деятельности содействовало также сочувствие Петра I и образованных людей того времени к западному образованию. Наставники (а нередко и ученики) вызывались из Киева; науки преподавались на латинском языке. Наставники академии испытывали лиц, определяемых на священно- и церковнослужительские посты, проповедовали (равно как и ученики богословия) в церквах; принимали участие в исправлении славянского перевода Библии (1712–1751 гг.); ректоры и префекты рецензировали духовные сочинения и переводы, беседовали с иноверцами, раскольниками и отступниками от веры.

 



 
PR-CY.ru