АДРИАН

АДРИАН (в миру Андрей; 1627 или 1637/39 – 1700 гг.) – Патриарх Московский и всея Руси, последний (10-й) патриарх (1690–700 гг.) досинодального периода истории Русской православной церкви. О его происхождении и жизни до монашеского пострига в Чудовом монастыре (Москва) достоверных сведений нет. В 1678 г. патриарх Иоаким поставил его архимандритом этого монастыря, а в 1686 г. –  митрополитом Казанским и Свияжским (до 1690 г.). На патриарший престол Адриан был возведен 24.8.1690 г. по настоянию вдовствующей царицы Наталии Кирилловны Нарышкиной – матери будущего императора Петра I. Во время стрелецкого восстания 1682 г. Адриан совершил насильственный постриг в монахи К.П. Нарышкина, отца царицы Наталии Кирилловны, затем ездил в Троице-Сергиев монастырь к царевне Софье Алексеевне с грамотами патриарха Иоакима (1621–1690 гг.). Будучи сторонником Иоакима, Н.К. Нарышкиной и П.А. Романова (Петра I) в борьбе за власть, Адриан впоследствии осторожно критиковал антицерковную политику Петра I. Тем не менее, из-за приверженности к старине Адриан в своих окружных посланиях выступал против европеизации русского быта, против брадобрития и табакокурения, хотя и старался не портить отношения с царем, подчеркивая, что царство и священство – «два начальства вышнейших на земле». Несмотря на неприязненные в целом отношения с Петром I, патриарх не мог не признать справедливости многих указаний царя на неустройства в церковном управлении. После перенесенного в 1696 г. паралича, несмотря на физическую слабость и болезненность, Адриан, тем не менее, находил в себе силы выступать против массовых казней стрельцов в 1698–1699 гг. и кощунственных лицедейств молодого монарха. Главной заботой Адриана была защита интересов церкви от посягательств светской власти. Как и его предшественники, он был убежден в приоритете «священства» над «царством», что не вписывалось в представление Петра I о государственном устройстве России, об абсолютной власти императора. Своими выходками с «всеплутейшим, всешутейшим, всепьянейшим собором» царь низводил сакральную сферу жизни до уровня обыденщины, тем самым создавая психологические предпосылки для радикальной смены характера отношений между государством и церковью. Считая, что значительная часть духовенства, особенно монашества, – люди для государства бесполезные, а церковные богатства «втуне гибнут», в 1696 г. царь ввел жесткий контроль над имуществом и денежными средствами церкви. Стали производиться прямые изъятия церковных средств на государственные нужды, прежде всего, на строительство флота. Царским указом церковь лишилась права беспошлинного винокурения, права сбора пошлин с торжков на церковных землях, сбора таможенных пошлин.

 



 
PR-CY.ru