АДОПЦИОНИЗМ, адопцианство, адопционская ересь

АДОПЦИОНИЗМ, адопцианство, адопционская ересь – в строгом смысле слова – христологическая доктрина монархиан, согласно которой Иисус Христос был не Богом, а человеком, предызбранным Творцом для высокого служения на земле и получившем особую благодать свыше в момент своего «усыновления Богом» (при крещении – в раннем адопционизме, или при воскресении – в позднем адопционизме). Теоретиками ереси были византийские теологи Феодот Старший и Феодот Младший (конец II – начало III в.). Основной пункт адопцианства  состоял в различении двоякого сыновства во Христе: одного по естеству, другого по благодати, по рождению и по усыновлению; одно было метафизическое, другое – акт божественной воли и избрания. Понятие сыновства прилагалось к естеству, а не к лицу. По естеству божескому Христос есть истинный сын Божий, по естеству человеческому Он Сын Божий только по усыновлению. Как вообще сын не может иметь двух отцов в собственном смысле, но одного из двух по рождению, а другого – по усыновлению, так и Христос по своему человечеству не может быть сыном Давидовым и Сыном Божиим в одном и том же смысле. Адопциане обставляли свои взгляды множеством цитат из Священного Писания. Сами они считали себя православными, исповедовали определение Халкидонского собора и принимали формулу: в одном лице, в двух естествах, полных и совершенных. В приверженности к адопционизму в III в. обвинялся антиохийский епископ Павел Самосатский. В широком смысле слово «адопционизм» стало обозначать гетеродоксальные (неортодоксальные, еретические) взгляды некоторых представителей антиохийской школы, богословов, учивших, что «усыновление» состоялось в момент боговоплощения – восприятия второй ипостасью Святой Троицы, Богом Сыном, плоти сына Марии. Так, к примеру, адопционистскую терминологию унаследовали и стали использовать в полемике с аполлинаризмом епископ Феодор Мопсуестийский и Несторий. В редуцированном варианте адопционизм Феодора Мопсуестийского и Нестория сохранялся в Ассирийской церкви Востока. На христианском Западе ересь появилась в Галлии и Испании при Карле Великом. Во главе движения в арабской части Испании стояли испанские теологи VIII в. Элипанд Толедский и Феликс Ургельский. Движение перешло в испанскую часть империи Карла, а затем в Галлию и вызвало тревогу. Их христология была осуждена как еретическая на Седьмом Вселенском соборе (787 г.), однако ересь на этом не прекратилась. В 792 г. в Регенсбурге был созван собор, на котором ересь была осуждена как возобновление несторианства. Феликс перед собором отрекся от адопционизма и признал Христа истинным Сыном Божиим, но после возвращения в Испанию, под влиянием Элипанда, снова сделался адопцианином, оставил кафедру и перешел в арабскую Испанию. В 794 г. был созван новый собор во Франкфурте-на-Майне. Карл отправил в Испанию послание папы Адриана I, итальянских и галльских епископов и свое письмо к Элипанду, с подробными разъяснениями. Начавшаяся полемика ни к чему не привела. В 798 г. папа Лев III в Риме на соборе снова осудил Феликса. В том же году в октябре состоялся собор в Аахене, где Феликс шесть дней дискутировал с Алкуином. В конце концов, он отрекся от прежних взглядов и написал послание к ургельским священникам, убеждая их вернуться в церковь. Сам этот незадачливый епископ провел остаток жизни под надзором епископа Лионского. Элипанд, находившийся в безопасности, остался верным своей доктрине. Адопцианство замирает в течение IX в.

 
PR-CY.ru