АДИАФОРА

АДИАФОРА (греч. – безразличное) – в античной философии обозначение явлений, безразличных с точки зрения добра и зла. В христианской этике под этим словом понимается то, что, исходя из божественных заповедей, прямо не запрещено и не разрешено, поступки или деяния, которые безразличны сами по себе, т.е. не могут быть в случае их совершения оценены ни как хорошие, ни как плохие. Это, в первую очередь, относится к обрядовой стороне, соблюдению некоторых обычаев, рассматриваемых как несущественные в рамках той или иной конфессии, т.е. как безразличные с точки зрения их соблюдения или несоблюдения, поскольку как то, так и другое не нарушает главных принципов Священного Писания. Несмотря на то, что термин «адиафора» в Библии не употребляется, ему уделяется внимание в теологической литературе, многие отцы церкви использовали в своих учениях представления об адиафоре. В церковных вопросах слово «адиафора» имело очень важное значение в смысле несущественности и необязательности некоторых обрядовых сторон и обычаев той или другой церкви (например, облачений, свечей, изображений святых и т.д.) в особенности в спорах протестантов с католиками и между собой. На Лейпцигском интериме (1548 г.), представляющем собой попытку сближения католиков с протестантами в вопросах догматики и церковных обрядов, Ф. Меланхтон сделал ряд уступок католикам в дискуссии вокруг тех элементов культа, которые он относил к адиафоре, однако строгие лютеране, возглавляемые М. Флацием и Н. Амсдорфом, отвергли эти уступки. Спор между строгими лютеранами и лютеранами – сторонниками адиафоры продолжался почти 30 лет, завершившись формулой согласия лишь в 1576 г. Поводом ко второму спору вокруг адиафоры послужило строительство Гамбургской оперы (1681–1687 гг.). На сей раз спор возник между лютеранами и пиетистами, возглавляемыми Ф.Я. Шпенером и А.Г. Франке, и касался возможности (невозможности) участия христиан в играх и танцах, а также посещения ими театра и ношения украшений. Лютеране характеризовали подобные действия как адиафору и потому не считали необходимым их запрещение. Пиетисты, напротив, полагали такого рода деяния недопустимыми для верующего христианина, поскольку исходили из того, что с моральной точки зрения нет и не может быть «безразличных» действий, т.е. по существу, отвергали адиафору. В современной российской действительности ведется очень много споров, например, вокруг формы одежды, в частности – женской косынки во время посещения храма, практически сводятся к понятию «адиафора».

 
PR-CY.ru