АПОЛЛИНАРИЯ

АПОЛЛИНАРИЯ (ум. около 470 г.) – дочь константинопольского сенатора (синклитика) Анфимия, ставшего впоследствии западно-римским императором под именем Прокопия Антемия (467–472 гг.), преподобномученица (память 5 января). Отличалась красотой, умом и благочестием, тогда как её младшая сестра с детских лет была одержима злым духом. Дав обет девства и упросив отца отпустить её в паломничество, Аполлинария посетила Иерусалим, а затем храм святого Мины в Египте. Переодевшись монахом и назвав себя Дорофеем, Аполлинария поселилась у Макария Великого. Она прожила в Скиту много лет и получила от Бога дар чудотворений. Когда её младшая сестра, которую возили по святым местам в надежде на исцеление, прибыла в Скит, Аполлинария избавила её от демона. Чтобы отомстить Аполлинарии, бес придал её сестре вид беременной женщины. Император обвинил авву Дорофея в соблазнении младшей дочери, и Аполлинария была в оковах препровождена в Рим, где тайно открылась родителям. На суде авва Дорофей был оправдан и вернулся в Скит. Только после его кончины Макарий Великий и скитские отцы узнали, что под этим именем скрывалась Аполлинария. От мощей преподобной происходило множество исцелений. В западных мартирологах и византийских календарях память Аполлинарии отмечается 5 января. Краткое Житие Аполлинарии содержится в «Синаксаре» Константинопольской церкви X в., память указывается в «Типиконе Великой церкви» IX–XI в., «Петровом Синаксаре» и др. В ряде рукописей память Аполлинарии указана под 4 января (например, «Синаксарь» Исторического музея). Наиболее ранним свидетельством почитания Аполлинарии на Руси исследователи называют упоминание её памяти в месяцеслове «Остромирова Евангелия» 1056–1057 гг. В первой половине XII в. на Руси был осуществлён перевод нестишного Пролога, в который была включена память Аполлинарии без Жития (древнейший список: Российская национальная библиотека, конец XII – начало XIII вв.). В первой половине XIV в. краткое Житие Аполлинарии было переведено (как полагают исследователи, сербами на Афоне) в составе «Стишного Пролога». В Великих Минеях Четьих  помещены память и Житие Аполлинарии. Последование Аполлинария исследователям неизвестно. В печатных Минеях, используемых ныне в Греческой церкви, под 4 января, после шестой песни канона утрени, помещён стишной синаксарь Аполлинарии.

 
PR-CY.ru